Вознесенская церковь в Куликове

История многих населённых пунктов Черноземья так или иначе связана с устроением в первой половине XVII века Белгородской оборонительный черты, образованной городами-крепостями, засеками и прочими инженерными сооружениями, а также естественными преградами в виде лесов и рек. Основное своё предназначение — защиту южных рубежей государства от набегов со стороны Дикого Поля — черта с успехом выполнила, но вскоре утратила оборонительную функцию в связи с продвижением границ России далеко на юг, к Азовскому морю. Сейчас о Белгородской черте напоминают кое-где сохранившиеся валы, основательно сглаженные природой и сельскохозяйственной деятельностью, а также множество населённых пунктов, среди которых встречается довольно много современных городов, таких как Белгород, Воронеж, Тамбов, Мичуринск, Острогожск, Усмань.

Репродукция современной картины о строительстве Белгородской черты
М. Пресняков. На границе с Диким полем. 2010 год, Холст, масло.

Что до Усмани и её окрестностей, то тут название каждого населённого пункта напоминает о былом оборонительном предназначении города: Стрелецкие и Сторожевые Хутора, Песковатка Казачья, Сторожевое…


Село Куликово, расположенное в 30 км от Усмани, возникло в 1630-е годы, потом было разорено набегами с юга и восстановлено на пустоши Куликово Усадище в 1640-е в связи со строительством Белгородской черты и основанием неподалёку Демшинского стоялого острожка, позже — города Дёмшинска, а ныне — села Никольского.

С. Куликово. Дмитріевская церковь.
Въ 1646 г. воеводою С. М. Вельяминовымъ въ пустоши «Куликово Усадище» опредѣлено быть селу и отведены мѣста на 100 дворовъ. Въ 1652 г. Куликово уже село и въ немъ имѣется часовня во имя св. Димитрія Солунскаго. Лѣтомъ 1658 г. воевода Андрей Ѳед. Чаплыгинъ устроилъ вмѣсто часовни церковь и призвалъ новаго священника. Лѣтомъ 1700 г. начата постройка новой деревянной церкви.
Священники: Василій — 1652 г. Иванъ Герасимовъ — до 1658 г. Мартинъ — съ 1658 г. Мокей — 1676 г. Макарій — 1682 г. Захарій — 28 февр. 1690 г. — іюль 1698 г. Ѳедоръ — 28 фев. 1690 г. Евфимій — съ 29 фев. 1700 г. — 1705 г. Гавріилъ — 1730.

Это строки небольшого пособия «Церкви и духовенство Усманские (материалы для истории Тамбовской епархии)», изданного в Тамбове в 1915 году. Сообщается, что каменная Вознесенская церковь была построена в 1831 году на средства прихожан, и к ней впоследствии были приписаны Димитриевская церковь того же села, а также Покровская церковь в Боровом — селе, примыкающем к Куликову с запада. Об этом, в частности, упоминает «Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год»:

Вознесенская с. Куликова к. постр. 1831 г. тщан. прихож.; при ней въ томъ с. Димитріевская д. постр. тщап. прихож. и въ с. Боровомъ Покровская к. постр. 1861 года тщан. прихож. приписныя.
Шт. наст., 2 помощн. и 3 псал.
Прих. при 1-й ц. д. м. п. 1574, ж: 1612 земли 70 д. при 2-й ц. д. м. п. 488, ж. 410 земли 33 д. при 3-й Покровской д. м. п. 501, ж. 517 земли пахат. и сѣн. 33лд.
Наст. св. Пет. Ив. Гроздовъ.
Помощ. св. Іак. Петр. Даниловъ.
Свящ. Вас. Ег. Милютинъ.
Сверхшт. св: Iаковъ Семен. Поповъ.
Ц. стар. при 1-й ц. госуд. кр. Наливкинъ 1872 г при 2-й ц. госуд. кр. Трифоновъ 1872 г.

Дмитриевская деревянная церковь не сохранилась до наших дней, а ориентиром на её местоположение служит старое кладбище, что находится возле трассы, связывающей Куликово с Боровым.

В двадцатом веке Вознесенская церковь объединяла свыше пяти тысяч прихожан и владела значительными угодьями («Земли усадебной 7 десятин и полевой с лугами 104 десятины 308 саженей, вся в одном участке, неудобная, в 5 верстах от церкви. Земля дает годового дохода 10 рублей десятина»). Штат храма для своего сельского статуса тоже был немалым и состоял из трёх священников, диакона и трёх псаломщиков.

После революции 1917 года судьба всех сельских храмов была предрешена, и Вознесенская церковь в Куликове не стала исключением. Храм был закрыт, а священнослужители приговорены к длительным срокам заключения. Все они исчезли в лагерях, и судьба их осталась известна только Господу Богу.


Первый раз я побывал возле руин Вознесенской церкви в сентябре 2017 года, но дрон отказался взлетать по причине устаревшей прошивки, поэтому я поехал исследовать окрестные места и, в частности, единственную деревянную церковь в Липецкой области, о чём на сайте есть отдельный рассказ.

Второе посещение было более плодотворным, и по его итогам был оформлен видеосюжет, который вы можете найти на нашем канале Youtube или в конце этой статьи.

Храм выглядит монументально и стоит на краю большого села; глядя на него, не испытываешь удивления от его внушительной вместимости. Внутри ощущение даже усиливается: церковь ощущается просторной, тёплой и светлой.

Фрески частично сохранились, многие из них вполне читаемы. Обращает на себя внимание список картины «Явление Христа народу» — сюжет, который я не в первый раз встречаю в храмах Липецкой области.

В начале XXI века была проведена экспертная оценка состояния храма и возможности его восстановления, которая, увы, оказалась отрицательной. В связи с этим приход Вознесенской церкви действует в доме, расположенном достаточно далеко от храма.

Церковь постепенно сливается с природой и, думается, через несколько десятков лет полностью растворится в окружающем её деревенском пейзаже.


Разбирая фотографии тех лет спустя два с половиной года, я понял, что именно в тот день начал увлекаться «тихой охотой», когда оказавшись на обратном пути в Куликовском бору, наткнулся на поляну, усеянную такими вот подосиновиками. Изначально я думал провести разведку, для съёмок будущего ролика об этом интересном лесном массиве, но мысли об этом испарились сразу же, когда я увидел такую сказочную картину.

Впоследствии я часто навещал этот лес, один раз даже обронил там смартфон, и за ним пришлось возвращаться из Липецка, но ничего даже близко похожего на тот урожай 2017 года не наблюдал.

А вот и обещанный ранее видео сюжет о Вознесенской церкви старинного села Куликово:

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.