Настоящей записью я открываю новую страницу в истории проекта – мы вышли за границу Липецкой области. Речь в этом повествовании пойдёт о селе Караул Тамбовской губернии, где мне хотелось побывать лет уже, наверное, двадцать.
Так необычно получилось, что в Тамбовской области осталось очень мало заброшенных церквей. В сравнении с Липецкой их там меньше в десять раз, это точно. Уж не знаю, о чем это может говорить. Зато каждый из этих оставшихся храмов уникален и в моих планах рассказать обо всех из них в течение следующего года.
Село Караул находится на востоке Тамбовской области в Инжавинском районе. Места эти – не хуже нашего липецкого Подонья – богаты историей. И история эта, как обычно, тесно связана с рекой. Река имеет забавное название Ворона, о происхождении названия которой есть несколько версий. По одной название происходит от слова «вороной», то есть чёрный — за воду чёрного цвета. Другая, сказочная версия, говорит о дочери половецкого хана — Вороне — девушке с трагической судьбой. Наконец, большинство ученых сходятся во мнении, что название это произошло от древнефинно-угорского «вур» или «вор», что в переводе означает «лес».
Несколько месяцев назад, когда я начал планировать визиты в соседние области и наносил заброшенные храмы Тамбовщины на карту, то удивился тому, что один из них был уникален тем, что находился фактически в лесу, а также тому, что рядом с ним располагалась оставленная усадьба. Решающим фактором поездки стало наличие поблизости базы отдыха, а также Воронинского заповедника, предлагавшего интересные экскурсии. Так мы и оказались на берегах Вороны в Кирсановском крае. Но о заповеднике, который, несомненно, заслуживает отдельного рассказа, я обязательно напишу потом, этот же пост будет посвящен другой жемчужине востока Тамбовщины.
О Кирсановском крае я был наслышан, в детстве даже привелось там быть, но то была рыбалка с отцом, и кроме огромного пруда, огромных карпов и ночного чая с чабрецом я толком ничего не запомнил. Визит же в Инжавинский район, о котором и идет сейчас речь, стал первым в моей сознательной жизни. И место это, скажу я вам, замечательное! Кто бы что ни говорил, есть на Тамбовщине красивые места!
Нашими соотечественниками этот край начал осваиваться в XIII-XIV веке, то есть во времена монгольского ига. Грамоты митрополитов Алексия и Феогноста рассказывают о том, что в XIII веке тут были караулы и сторожа – посты, следившие за перемещением татар. Считается, что река Ворона – жемчужина края – служила границей между Рязанским княжеством и Ордой. И кто знает, может так оно и было? Достаточно взглянуть на Яндекс.Карты Инжавинского района, где к востоку от Вороны лежат села Рамзай, Карай, Балыклей, а ровно напротив них – Боброво, Знобилово и Красивка. Весьма вероятно, что нынешнее село Караул Инжавинского района приобрело свое название от одного из караулов, стоявших на высоком берегу Вороны. В связи с этим не могу не привести в этом месте отрывок из «Полного географического описания нашего Отечества» 1902 года:
Ко второй половинѣ XIV в. вѣроятно относится первое возникновеніе русскихъ сторожевыхъ пунктовъ на степныхъ рѣкахъ нашей области, какъ напр. на Воронѣ, съ донынѣ сохранившимся тамъ у нѣкоторыхъ деревень названіемъ Караулъ, ибо объ нихъ упоминается въ грамотѣ митрополита Алексѣя. Что такое были эти караулы, можно себѣ представить отчасти изъ того, какъ описываетъ Маржеретъ средства русскихъ для борьбы съ татарами. При растущихъ одиноко въ степи дубахъ, отстоящихъ на нѣсколько верстъ одинъ отъ другого (8—10), останавливались по два ратника съ готовыми конями при каждомъ дубѣ, причемъ одинъ примощался на вершинѣ дуба, а другой кормилъ внизу осѣдланныхъ лошадей; такіе сторожа смѣнялись черезъ каждые четыре дня. Замѣтивъ «на полѣ чернизину», какъ говорится въ старинной былинѣ, или просто пыль вдали, сторожъ садился на коня и во всю мочь скакалъ за нѣсколько верстъ къ сосѣднему дереву; оттуда, замѣтивъ его, сторожъ второго дуба скакалъ къ третьему и т. д. до ближайшаго укрѣпленія, откуда вѣсть такимъ же порядкомъ, т. е., такъ сказать, черезъ «махальныхъ», доходила наконецъ до столицы. Прибытіе перваго сторожа обозначало только тревогу, которая могла быть и ложной; но прибытіе затѣмъ второго съ того же мѣста обозначало несомнѣнную опасность.
Известно, что каменная церковь в Карауле была построена в 1806 г. тогдашним владельцем села – генерал-майором Арбеньевым – взамен деревянной, существовавшей ранее. Для ее строительства был приглашен скульптор из Италии – Джакомо Тромбаро, который как раз специализировался на разработке проектов сооружений для российского дворянства. Стены храма были расписаны библейскими сюжетами, а саму церковь украшали многочисленные витражи. Через сто лет, в 1906 г. Троицкий храм обновили, а ее купол расписал сам Васнецов. Когда точно была построена деревянная, нам установить не удалось, вероятно, это произошло вскоре после основания тут поселения в начале XVII века. И именно от Троицкой церкви село приобрело своё второе название – Троицкое.
В 1818 году имение было продано помещикам Вышеславцевым, а в 1837 г. – одной из ветвей дворянского рода Чичериных, именно с которыми начало прочно ассоциироваться имение Караул. Вот, что говорит о нём всё тот же фолиант:
Ниже Хорошавки расположено, въ необыкновенно красивой мѣстности, при с. Караулѣ (Троицкое, 800 ж.), на возвышенности, подпимающейся надо всей окрестной мѣстностью, усадьба Бор. Ник. Чичерина, въ которой этотъ высокоталантливый писатель-юристъ, публицистъ и земскій дѣятель провелъ не только свои дѣтскіе годы, но и значительную часть своей жизни. Прекрасный двухъэтажный домъ на горѣ былъ построенъ, а красивый, обширный паркъ былъ разбитъ еще отцомъ Б. Н. Чичерина, и уже въ первой половинѣ XIX вѣка Караулъ былъ замѣчательнымъ культурнымъ угломъ въ восточной части Тамбовской губерніи. Въ домѣ Б. Н. Чичерина хранится замѣчательное собраніе картинъ и гравюръ. Чичерины – древній дворянскій родъ, предокъ котораго прибылъ въ Россію изъ Италіи въ 1472 году, въ свитѣ Софіи Палеологь, невѣсты в. кн. Московскаго Ивана III. Въ XVII в. дворяне Чичерины посылались московскимъ правительствомъ съ важными порученіями въ иноземныя государства (Персію, Польшу); въ первой половинѣ XVIII вѣка Чичерины служили въ гвардіи а во второй—Денисъ Ив. Чичеринъ былъ сибирскимъ губернаторомъ, съ которымъ имп. Екатерина II вела переписку, а братъ его Мих. Ив. Чичеринъ — петербургскимъ генералъ-полиціймейетеромъ. Непосредственно за чичеринскимъ паркомъ впадаетъ въ Ворону у съ лѣвой стороны красивая и извилистая рѣчка Панда.
Троицкая церковь стала семейным храмом, а территория при ней — усыпальницей Чичериных. Приход составляли жители самого села, разросшегося к началу XX века до полутора тысяч жителей, а также жители окрестных селений: Нащекина и Аничкова. Приход обладал пусть небольшой, но библиотекой, насчитывающей 20 томов. В штате церкви состояли священник и псаломщик, как это обычно и было принято в сельских церквях, а книги начала XX века доносят до нас описания деталей их бытия:
У причта земли усадебной 3 дес., въ полуверстѣ отъ церкви, сѣнокосной 10 дес., пахотной 30 дес., въ послѣдней 2 дес. неудобной, въ трехъ участкахъ, въ 3-хъ вер. Земля даетъ годового дохода 600 руб. Братскій годовой доходъ 500 руб., кромѣ того причтъ получаетъ ежегодное пособіе отъ казны въ размѣрѣ 400 руб. Дома у причта церковные: у священника 14 × 9 кв. арш. и кухня 7 × 6 кв. арш. и у псаломщика 13 × 7 кв. арш.
Поместье Чичериных, как и многие дворянские владения того времени, помимо барского дома, непременно включало церковь и парк в английском стиле. На фотографии ниже приведен вид барского дома в начале XX века.
С наступлением советской власти церковь была оставлена и отдана под зернохранилище. Как это обычно и было в таких случаях, стены храма проламывали, чтобы удобнее было проезжать грузовикам. Парк за прошедший век неимоверно разросся и фактически превратился в лес, поэтому развалины церкви в чаще смотрятся весьма необычно.
Читая перед поездкой информацию об этом месте в интернете, я узнал, что в 1996 г. в усадьбе случился пожар, которым она практически полностью была уничтожена. Читал, что ведутся тут некие восстановительные работы, но прибыв на место, обнаружил, что работы ведутся действительно «некие».
Несмотря на богатую историю, Караул оставил тягостное ощущение. Может быть из-за того, что усадьбы в отличие от церквей на меня всегда оставляют тягостное ощущение. Асфальт закончился в селе, до храма вела грунтовая колея заброшенному парку-лесу. По тропам слонялись какие-то личности неславянской внешности, вероятно, задействованные в «восстановлении» комплекса, сама же церковь терялась в зарослях, несмотря на заботу о ней местных жителей. Они принесли в храм иконы и свечи, а на полу можно было заметить оригинальную плитку более чем вековой давности. О храме и его окрестностях мы сделали небольшой ролик на нашем канале Youtube, рекомендую подписаться на него, чтобы всегда иметь доступ к свежим сюжетам.
На этом рассказ заканчивается, а напоследок хочу сказать, что у нас в планах посетить это место в 2017 году, оценить прогресс восстановления комплекса и рассказать о древнем роде Чичериных, которым и принадлежало это имение.
Разбитые стены Храма, поверженные купола —
Людей в воскресенье рано вера сюда привела…
Вновь в храме затеплится свечка,
И словно застывший крик о бедных о нас, человечках,
Николы Святого Лик…
Спасибо автору за доброе и очень нужное дело…
Антонина Андреева, житель с.Караул
Антонина, спасибо за отзыв.
Замечательно то, что сейчас (на 19.10.2018 г.), в селе Караул я вижу идут работы по воссозданию церкви и имения. Несмотря на мои многолетние усилия, дом Боратынских в деревне Дербень (улица Лесная — 50), Кирсановского района, скорее всего будет утрачен. По этой проблеме мною опубликовано 20 работ, которые размещены на сайте Тамбовской библиотеки имени А.С.Пушкина, в меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
Добрый день Виктор! Я Вас очень прошу, посетите пожалуйста в Тамбовской области, в Кирсановском и в Умётском районах малую Родину великого русского поэта, Е.А.Боратынского. В Кирсановском районе, — Дербень, Марьинку, Вяжлю (Атрыганьевку). В Умётском районе, Софьинку, Сергиевку и Ильинку. На сегодня (29.01.2019 г.), мною уже опубликовано 24 работы по этой теме, на сайте Тамбовской библиотеки имени А.С.Пушкина, в меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
Добрый день Виктор! Я Вас очень прошу, посетите пожалуйста в Тамбовской области, в Кирсановском и в Умётском районах малую Родину великого русского поэта, Е.А.Боратынского. В Кирсановском районе, — Дербень, Марьинку, Вяжлю (Атрыганьевку). В Умётском районе, Софьинку, Сергиевку и Ильинку. На сегодня (29.01.2019 г.), мною уже опубликовано 24 работы по этой теме, на сайте Тамбовской библиотеки имени А.С.Пушкина, в меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки». Это новый комментарий, а не дубликат, как сбрасывает обратно данный сайт
Виктор, добрый день!
Дербень я нанёс на карту, у меня не было отмечено. Вяжля и Софьинка были в планах. А что находится в Сергиевке и Ильинке?
Сергиевка, — имение Сергея Абрамовича Боратынского (брата поэта, Е.А.Боратынского). Во второй половине 19 века Сергиевка принадлежала Владимиру Николаевичу Чичерину (брату Бориса Николаевича Чичерина из села Карул). В Сергиевке В.Н.Чичерин возвёл грандиозный Храм Воскресения Господне (из кирпича). В Ильинке, в середине 19 века Андрей Ильич Боратынский (двоюродный брат поэта Е.А.Боратынского) построил барский дом и имение. Здесь в Ильинке во второй половине 19 века у своей дочери и зятя проживал известный поэт Алексей Михайлович Жемчужников (соавтор К.Пруткова). Также Ильинка имеет некоторое отношение и к великой русской актрисе и певице, — Надежде Андреевне Обуховой (её бабушка Елизавета Ильинична Боратынская). Но в настоящее время и в Сергиевке и в Ильинке от этих дворянских имений ничего не осталось.
Сергиевка, — имение Сергея Абрамовича Боратынского (брата поэта, Е.А.Боратынского). Во второй половине 19 века Сергиевка принадлежала Владимиру Николаевичу Чичерину (брату Бориса Николаевича Чичерина из села Карул). В Сергиевке В.Н.Чичерин возвёл грандиозный Храм Воскресения Господне (из кирпича). В Ильинке, в середине 19 века Андрей Ильич Боратынский (двоюродный брат поэта Е.А.Боратынского) построил барский дом и имение. Здесь в Ильинке во второй половине 19 века у своей дочери и зятя проживал известный поэт Алексей Михайлович Жемчужников (соавтор К.Пруткова). Также Ильинка имеет некоторое отношение и к великой русской актрисе и певице, — Надежде Андреевне Обуховой (её бабушка Елизавета Ильинична Боратынская). Но в настоящее время и в Сергиевке и в Ильинке от этих дворянских имений ничего не осталось.
Сергиевка, — имение Сергея Абрамовича Боратынского (брата поэта, Е.А.Боратынского). Во второй половине 19 века Сергиевка принадлежала Владимиру Николаевичу Чичерину (брату Бориса Николаевича Чичерина из села Карул). В Сергиевке В.Н.Чичерин возвёл грандиозный Храм Воскресения Господне (из кирпича). В Ильинке, в середине 19 века Андрей Ильич Боратынский (двоюродный брат поэта Е.А.Боратынского) построил барский дом и имение. Здесь в Ильинке во второй половине 19 века у своей дочери и зятя проживал известный поэт Алексей Михайлович Жемчужников (соавтор К.Пруткова). Также Ильинка имеет некоторое отношение и к великой русской актрисе и певице, — Надежде Андреевне Обуховой (её бабушка Елизавета Ильинична Боратынская). Но в настоящее время и в Сергиевке и в Ильинке от этих дворянских имений ничего не осталось. Виктор, почему — то на Ваш сайт очень тяжело отправить комментарий.
Виктор, спасибо за комментарии. А в чём состоит проблема с отправкой сообщения? Некоторые сообщения может перехватывать встроенный робот, если ему покажется, что это спам. Я их потом вручную просматриваю и одобряю.