RapidFire, 31 янв 2016 Суета над вечным покоем.
Шли работы в одном из цехов акционерного предприятия «Автозапчасти», по-старому - завода автонасосов. Ковш экскаватора, выбирая грунт вокруг срезанной опоры (на ней держалось перекрытие второго этажа, надобность в котором отпала), вдруг замер перед внезапно открывшимся провалом. Рабочий слез с машины, заглянул в яму и увидел... два гроба в пустом пространстве склепа. Позвал людей, и вскоре огромный, пустой цех, загаженный годами смрада и грязи, неизбежными при таком производстве, каким занимался этот завод, наполнился суетой, не имеющей ничего общего со священным ужасом перед вскрытой могилой и молитвами по покойным над их останками.
Ничего иного и быть не могло. Завод этот, как и два соседних, построили в начале сороковых годов на старом городском кладбище. И уже несколько поколений работавших и ныне работающих здесь свыклись с костями и черепами, выбрасываемыми на свет Божий при землеройных работах. Почтения к ним, а не то что трепета живых перед знаками неотвратимого будущего, проявлялось не более, чем к булыжникам и горшечным черепкам. И неудивительно. Мы три четверти века жили и продолжаем жить в стране, большая часть населения которой убеждена, что никакой души нет, а есть, как острил мой знакомый, знаток анатомия человека, «одна диафрагма». Потому я прах умершего несет не мистическое напоминание о возможном чудесном и величественном преображении тела человеческого в
Судном будущем, а брезгливое желание, как в той революционной песне, «отряхнуть его с наших ног». И виноватых в том нет. Кара Божия, как скажет верующий. Да кто поверит!... Далее произошло следующее.
Склеп и его содержимое, понятное дело, вызвали повышенный интерес автонасосовцев. Особенно один из гробов. Незнакомые его очертания и металлический блеск (серебро?!)
рифленых обводов вдобавок к интригующей надписи на гранитном памятнике, только что попавшем под зубья ковша машины, - «Княжна Вера Владимировна Козловская. 1 декабря 1877 г. - 2 декабря 1881 г.» - решили судьбу «находки». Тем более, что поставленная в известность городская власть в лице ее представителей на месте приняла решение: извлечь и перезахоронить на действующем кладбище. Благочинный же Мичуринского округа Тамбовской епархии о.Александр, поздновато предупрежденный, не успел прекратить бурно закипающую деятельность живых атеистов вокруг останков умерших верующих.
Храмы и монастыри Козлова-Мичуринска.Автор этих строк, как я уже предупредил, стал очевидцем происходившего. Сначала рабочие из склепа на поверхность довольно аккуратно вынесли гроб металлический. Тут народ ждало разочарование: металл оказался не серебром, а цинком, Но некий возбуждающий любопытство момент все же остался. Бирка на ( гробе свидетельствовала: изготовлен в прошлом веке в Варшаве, столице Польского генерал-губернаторства России той поры. Значит, прах оттуда и .прибыл на место вечного покоя.
Затем на поверхность поднимают вторую домовину, обыкновенную, из сосны. Сначала крышку. Она, не скрепленная давно сгнившими гвоздями, снялась как бы сама собой, открыв скелет женщины в темном облачении (об этом можно, судить по остаткам одежды). В ногах -небольшой продолговатый пустой стеклянный сосуд с отлитым изображением иконы Божией Матери на одной стороне и надписью на церковно-славянском - на другой...
Нужны ли эти подробности? К большому прискорбию - да. Чтобы привести в чувство тех
наших сограждан, кто смаковал слухи о серебряных гробах, золотых крестах, позолоченных книгах (подразумевая под ними Евангелие - до сих пор диковинку для многих язычников посткоммунистической эпохи) и еще каких-то фантастических драгоценностях. Один такой могучего вида мужик дважды выскакивал из дверей соседнего цеха с одним и тем же вопросом и алчным блеском в глазах: - “Ну, чего вы там нашли?”
И пальцами показывал, на что намекает, - будто птичкам корм сыпал.
Священник в ответ не удержался от саркастической реплики:
- Да, нашли: золото, бриллианты! Спешите, а то разделят, не достанется...
И с грустью прочитал мне что-то вроде краткой проповеди о погребальных обрядах православных христиан.
Они не скифы, их не хоронят с золотыми диадемами и кубками, разряженными женами и лошадьми. Торжественные пышные церемонии изобретение людей тщеславных и суетных -не трогают сердце верующего в Христа и ничего не говорят его уму. Могилы наших предков не курганы язычников, раскапывать их наживы ради - святотатство и бессмыслица.
-О чем свидетельствует разоренный некрополь у остатков стены храма? - волнуясь говорит священник. - Прах неизвестного нам россиянина, очевидно, нашего земляка, скончавшегося в прошлом веке в Варшаве, по его завещанию привезли в Козлов и упокоили в семейном склепе.
Видимо, человек, как и вся его семья, был в городе не последним, иначе не похоронили бы'
при храме: такая честь предоставлялась далеко не всем, а если не священнослужителям, то мирянам примерной христианской жизни. И что же теперь будет с останками добропорядочных, благочестивых граждан? Их перезахоронят в казенной могиле как бродяг, как бомжей? Разве это не глумление?
- Не нарочно же, без умысла! - пытаюсь смягчить гнев батюшки. - Производственная необходимость...
- Бес попутал, - отвечает, - потревожили могилу - засыпьте и место крестом пометьте! К тому же кладбище-то XIX века, здесь холерных хоронили. Не дай Бог!..
Как и предположил с глубокой печалью священник, перезахоронение праха некогда почтенных граждан Козлова век спустя низвело их в изгоев без роду и племени. Батюшка отслужил панихиду над ящиком с оскверненными останками, и бездна второй раз сомкнулась над ними...
Кого винить? Некого.
Бога нет — и все дозволено... Без имени святого, ничего не жаль, - это не цитаты, а образ жизни бывшего православного народа, предавшего Того, Кто жизнь отдал за то, чтобы смерть не превращала человека в падаль, зажег блистающий свет вечности, веры в Новую землю и Новое небо. Как искупить такое? Покаянием? Да не умеем мы каяться, такие гордецы!..
Но кто же все-таки похоронен был у стен Крестовоздвиженского храма, уничтоженного вместе с древним городским кладбищем в советское время и потраченного на строительство завода?
С полной уверенностью соотнести останки в двух гробах с фамилией князей Козловских нельзя. Гранитное надгробие над могилой четырехлетней девочки, княжны Веры Козловской, могло быть захвачено зубьями ковша с соседнего захоронения: кладбище тут под землей на огромном пространстве, от начала улицы Лаврова до консервного завода. Но то, что этот княжеский род имел отношение, и притом самое близкое, семейное, к нашему городу, ныне факт непреложный. Иначе откуда бы взяться надгробию с выбитой на нем фамилией?
В.КОСТРИКИН. «Мичуринская правда» сентябрь 1997г.
P.S. Nika сделала подсказку: вероятней всего княжна Вера Владимировна Козловская была дочерью начальника Козловского отделения службы эксплуатации - губернского секретаря князя Владимира Ивановича Козловского.