admin, 15 дек 2008Герасимов Александр МихайловичГерасимов Александр Михайлович
31.07.1881-23.07.1963
Родился в Козлове (ныне Мичуринск) в купеческой семье. Окончил (в 1915) Московское училище живописи, ваяния и зодчества; среди его наставников были А.Е.Архипов, К.А.Коровин и В.А.Серов. Испытал большое влияние импрессионизма. Жил и работал в Козлове (1918-1925) и Москве (с 1925). Был первым президентом Академии художеств СССР (1947-1957). Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, "сочная" манера письма — все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице соцреализма обретало парадный лоск. Его полотна (среди них В.И.Ленин на трибуне, 1929-1930, Исторический музей, Москва; повторение 1947 в Третьяковской галерее; И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле, 1938, Третьяковская галерея; Гимн Октябрю (торжественное заседание партийной общественности Москвы), 1942, Русский музей, Петербург, Сталинская премия 1943; И.В.Сталин у гроба А.А.Жданова, 1948, Третьяковская галерея, Сталинская премия 1949) обычно создавались бригадным методом, т. е. подмастерьями, сам Герасимов прописывал лишь живописные детали. На фоне этого непрерывного партийного официоза Герасимов как бы отводил душу в портретах творческой интеллигенции (Балерина О.В.Лепешинская, 1939; групповой портрет старейших художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бирули, В.Н.Мешкова, 1944, Сталинская премия 1946), порой — в грубоватой эротике (эскиз незаконченной картины Баня, 1938, Дом-музей художника). В иллюстрациях к Тарасу Бульбе (1947-1952) и поздней, тоже недописанной картине Половецкие пляски (1955, собственность семьи художника, Москва) стремился возродить национальный романтизм начала века. Лучшими работами Герасимова в области натюрморта и пейзажа, характерными большой жизнерадостностью, красочностью, являются: «Степь цветет», 1924, «Урожай», 1930, «Яблони», 1932, «После дождя», 1935, Третьяковская галерея, «Розыск», 1937, серия пейзажей «Рожь-матушка», 1946, и др. Герасимов принадлежит оформление ряда театральных спектаклей (например «Лес» А. Н. Островского в Малом театре в Москве). Он — автор иллюстраций к «Тарасу Бульбе», 1947, «Евгению Онегину», 1949, и др. Лучшие произведения Герасимова-это яркость и типичность образов, сила и насыщенность цвета, ясность формы, предметная осязаемость, мастерство композиции. Герасимов вошел в историю советского искусства как художник, борющийся за последовательное проведение принципов социалистического реализма, как крупнейший мастер портрета и пейзажа, передающий пафос советской эпохи, кипучую энергию, неиссякаемый оптимизм, новое мировоззрение советского человека. Несомненно самое именитое произведение нашего земляка - это "Мокрая терраса" или второе название "После дождя".
Герасимов Александр Михайлович
Ягуар, 8 апр 2009Андрей, маленькое, но значительное дополнение - не просто Президент Академии художеств СССР, а ПЕРВЫЙ Президент Академии художеств СССР.
И совсем не понятно, почему этот человек не является Почетным гражданином города? Насколько я знаю, список Почетых граждан уже достиг десятка или даже больше, а Герасимова в нем нет...
admin, 8 апр 2009Ягуар, спасибо за уточнение я как-то упустил этот факт. Каюсь...Список почетных граждан составляется администрацией города, из этого выводы делаем сами
Anonymous, 8 апр 2009Нет, Андрей, принимает решение - администрация. А вот кандидатуры предлагают трудовые коллективы, организации, предприятия. (Мы в своё время своего ректора вносили кандидатуру. Помню механизм). И знаю, что коллектив музея Герасимова внес кандидатуру своего директора, а не Герасимова! А уж кто как не Александр Михайлович заслуживает это звание?
admin, 8 апр 2009интересно, а от какого коллектива,предприятия или организации толкать кандидатуру Герасимова? Да и вообще, мичуринцам это в корне глубоко наплевать. Вот инициатором себя любимого я буду, а вспоминать о ком-то из прошлого....никто не забыт, ничто не забыто...а ведь если брать еще глубже, то истоки живописного творчесво нашего города ведут к Надежину, а о нем точно никто вообще не вспомнит и даже не знает кто это был такой.
Ягуар, 9 апр 2009Да все просто. Инициатором должен был выступить коллектив того же музея Герасимова и детской художественной школы, носящей имя Герасимова и вырастившей много известных художников. А по поводу Надежина... ты меня озадачил. Я действительно о нем ичего не знаю. Может ты смог бы рассказать о нем в этом разделе? Или дать ссылки где, в каких может быть изданиях о нем можно почитать? Буду признателен.
Хоть ты и говоришь, что вспоминать о ком-то из прошлого не стоит, а я считаю - стоит знать о таких людях и о прошлом. Мы ведь и так уже превратились в "Иванов, не помнящих родства"...
admin, 9 апр 2009В рунете не натыкался пока, да собственно и не искал еще сам. Но Надежин личность весьма известная. Подробнее о нем говорилось в книгах "Город старый. Город новый.. Купить их не удастся, раритет)). Постораюсь рассказать о нем чуть позже. Равно как и о его учениках, построивших народную школу живописи, ныне здание пока еще школы № 16.
Ягуар, 9 апр 2009Андрей, буду благодарен, если такой рассказ начнешь. Спасибо!
Anonymous, 10 апр 2009Можно вклиниться в ваш разговор об Александре Михайловиче?
В одной хорошей книге о художнике Герасимове (авторы её Н.М. Сухоруков и Т.И Воронова) есть статьи о том, что, что единственный раз в своей творческой жизни Герасимов выступил как скульптор и один раз как архитектор.
Мне хотелось бы коротко изложить суть этих статей. Герасимов закончил блестяще в 1915 году художественное и архитектурное отделения училища живописи, ваяния и зодчества, и выполнил две дипломные работы: на звание живописца и на звание архитектора - «Проект Мавзолея жертвам войны 1812 года («На поле Бородинской битвы»)». Обучаясь на архитектурном отделении, он сделал проект фасада здания драматического театра в Козлове. Впоследствии вспоминал: «Еще будучи учеником, я проектировал театр в Козлове в стиле модернизированного ампира. Это единственная моя постройка, остальные проекты остались на бумаге». В 1918 году, приехав с фронта из Галиции, Александр Михайлович вернулся в родной Козлов. Здесь он организовывает «Коммуну творчества козловских художников», члены которой писали плакаты, лозунги, устраивали выставки. К 1-й годовщине Октябрьской революции в Козлове задумали установить памятник К. Марксу.
«Помню, в исполкоме кто-то сказал: «Хорошо бы достать бюст К. Маркса, - вспоминал позже Герасимов, - времени было мало и я рискнул вылепить бюст Маркса сам».
Сначала была создана небольшая скульптура. По этому образцу изготовили памятник из гипса. Он был установлен и торжественно открыт 7 ноября 1918 года на центральной плошади. Простоял он недолго и был уничтожен летом 1919 года.
Когда в город ворвались мамонтовцы, увидев бюст К. Маркса, они привязали его к хвосту лошади, проволокли по всему городу, тем самым разбили его. Мамонтовцы искали художника, чтобы расправиться с ним, но ему удалось скрыться в окрестностях Козлова. Считалось, что никаких следов от памятника не сохранилось. И когда начались поиски эскиза этого бюста, удалось выяснить, что в городе Тамбове в семье подполковника в отставке М. Умрихина, родственники которого жили в Мичуринске, хранится эскиз к бюсту К. Маркса неизвестного автора. Скульптурный портрет К. Маркса сберег слесарь Козловских железнодорожных мастерских.
Когда этот эскиз был доставлен в Мичуринск, то с помощью старейшего мичуринского художника, члена «Коммуны» С. Г. Архипова, который помогал Александру Михайловичу лепить бюст, удалось установить, что перед нами герасимовская работа.
В 1982 году, народный художник СССР А. П. Кибальников, увидев эскиз, воскликнул: «Черт побрал, как мог живописец создать такой великолепный скульптурный портрет?.. Вот такую скульптуру нужно было поставить возле Большого театра».
«Ну что ж, - сказал А. П. Кибальников, - я возьмусь сделать бюст в полторы величины из гипса, а затем отольем его в бронзе на Мытищинском заводе художественного литья».
Так и было. Бюст в бронзе был отлит по заказу администрации города и перевезен в город Мичуринск. Первоначально его хотели установить на одной из площадей города, но началась перестройка...
Сейчас бюст находится в мемориальной мастерской на территории музея-усадьбы А. М. Герасимова.
Вот так единственный раз в своей творческой жизни художник Александр Михайлович Герасимов выступил в роли скульптора.
admin, 10 апр 2009Первоначально его хотели установить на одной из площадей города, но началась перестройка...
точнее на месте Архангельской церкви, где сейчас стоит памятник Кирилу и Мефодию. Первоначальный Маркс был на месте памятника Мичурину.
Галатея, 5 июн 2009Вот одна из малоизвестных работ Александра Михайловича - «Монастырская роща»
(холст, масло, 78 х 62).
Этюд был написан в 1918 году в роще Троицкого Козловского мужского монастыря.
Подпись автора на работе отсутствует , что характерно для некоторых работ А.М.Герасимова того времени.
Экспертами Третьяковской картинной галереи авторство А.М.Герасимова подтверждается, работа представляет собой коллекционную ценность.
Этюд находился в доме художника, в Козлове-Мичуринске до 1964 года у сестры автора Александры Михайловны Герасимовой. В 1964 году она подарила этюд Платицыну Аркадию Васильевичу.
Герасимов Александр МихайловичВ 1925 году А. М. Герасимов переехал в Москву, но связь с родным городом не прерывал. Он приезжал сюда ежегодно, чтобы навестить родителей и сестру, а также для творческой работы. Последний раз Александр Михайлович был в своём доме в 1961 году, за два года до смерти.
Отец его - Михаил Софронович Герасимов, бывший крепостной господ Чичериных, занимался прасольством и по неписаному, но твердо соблюдаемому в Козлове правилу, в память своего былого крепостного состояния имел прозвище «Мишка чичеринский». Мать также была бывшей крепостной помещиков Сатиных. В семье царил суровый уклад купеческой жизни.
Четырнадцатилетним мальчиком Герасимов заканчивает уездное училище, и на этом его учение обрывается. Отец стал приучать его к своему делу.
Время шло вперед. Уже и сам Козлов начинал менять свой уклад жизни. В городе заметно пробивались ростки культуры. Появились любительские кружки, стали приезжать на гастроли московские артисты. В 1899 году в Козлове открывается первое среднее учебное заведение - коммерческое училище, внесшее новую струю в общественную жизнь города. О поступлении в открывшееся коммерческое училище Герасимов и думать, конечно, не мог. Но что ждало его впереди?! Самостоятельная торговля, трактиры, лавки, базары!!! Девушка, которую он любил, однажды сказала ему: «Вот что, огородник лихой, бросьте-ка вы все свои замашки козловской улицы. Вы думаете, что те качества, которые вы считаете неотразимыми в себе, так уж много значат... Да, вы, пожалуй, первый в городе по кулачным боям, купаньям в студеной проруби, в езде на тройке, в диких забавах со своими сверстниками. В вас есть много красивой физической силы, ну а под ней-то что? Ведь вы еще совсем малограмотны и некультурны. Победить эти недостатки можно лишь настоящим, упорным учением». Герасимов серьезно взялся за самообразование. И вот тут уместно сказать, что еще в церковно-приходской школе у Сашки вспыхнула любовь к рисованию. Дело происходило в лавке у одного торговца. Герасимов увидел, что приказчик, взяв карандаш и бумагу, нарисовал лошадь Эта нарисованная лошадь поразила Герасимова - она была как живая. У него загорелось желание немедленно скопировать увиденное. Лошадей он знал хорошо, любил их и был уверен, что сумеет нарисовать. И, действительно, рисунок удался, доставив автору небывалую радость. С тех пор он увлекался рисованием все больше и больше, он рисовал при каждом удобном случае, когда только представлялась возможность, все больше по памяти, а портреты - с натуры. Талант портретиста сказался в нем прежде всего. Летом 1903 года Герасимов уезжает в Москву и поступает в училище живописи.
В 1915 году по окончании училища его сразу же призывают в армию. Шла первая мировая война. Герасимов попадает на Юго-Западный фронт и находится там до 1918 года.
После войны он возвращается в родной Козлов. Первое, что сделал Герасимов в Козлове, это собрал всех, кто мало-мальски умел держать кисть в руках, учителей рисования и просто любителей живописи, - в «Коммуну творчества козловских художников». Пробой творческих сил было оформление Козлова в первую годовщину Октября. К этой дате Герасимов сам вылепил бюст Маркса. (Об этом есть рассказ чуть выше). Бюст был уничтожен во время налета Мамонтова в 1919 году. В это же время были уничтожены портреты Маркса и Энгельса, написанные для театра. Самого художника белогвардейцы разыскивали и ему пришлось скрываться в окрестностях города у знакомых. Между тем наступил 1925 год. Страна оправилась от разрухи и вела мирную работу по восстановлению народного хозяйства. Новые задачи приходилось решать работникам искусства. Лишенный непосредственной связи с лучшими мастерами живописи Александр Михайлович стал тяготиться жизнью в Козлове и он уезжает в столицу.
Творческая деятельность Герасимова в конце 20-х начале 30-х годов очень разнообразна. Он пишет портреты, пейзажи, натюрморты. В 1934 году Герасимов едет в Германию, Францию, Турцию, откуда привозит большое количество этюдов. В одном только Париже таких этюдов было написано около 80-ти. В Мичуринском музее-усадьбе художника экспонируются три из парижских этюдов: «В кабаре», «Улица ста¬рьевщиков в Париже», «Ложа в Фолибержер». Одна из его лучших картин «Мокрая терраса» была написана за полтора часа. Произошло это так. Александр Михайлович писал на террасе групповой портрет своей семьи. Припекало солнце, золотистыми пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь. И семейство скрылось в доме. А художника охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамник с холстом и Александр Михайлович начал писать. Не понадобилось ничего добавлять - настолько все было прекрасно. Третьяковская галерея приобрела этот пейзаж и до сих пор показывает его в своей экспозиции.
В 1936 году Герасимов был награжден орденом Ленина, кроме того, ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств. Александр Герасимов притягивал к себе людей, всегда был окружен друзьями. Общение с ним радовало и обогащало.
«Я любил жизнь, казавшуюся мне рядом прекрасных мгновений,
любил солнечную яркость и реалистическое искусство»
Завтра день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Ну, а причем тут Герасимов? И почему я вспомнила о Пушкине в теме о художнике?
Да потому, что есть некоторая связь между ними.
У Александра Михайловича есть серия иллюстраций к «Евгению Онегину», которые художнику не удалось завершить.
«Не удалось завершить…» - значит, начинал? Сохранившийся в Доме-музее лист «Бал у Лариных» наталкивает на мысль о том, что другие, если они были, то не сохранились?
К сожалению, есть мнение, что иллюстраций нет, а может быть, и не было. О пушкинской теме не любили говорить ни сам художник, ни исследователи его творчества, ни даже герасимовские каталоги.
И все –таки…
1937 год. Всесоюзная пушкинская выставка. Москва. На ней были представлены работы нашего земляка. Но какие – не удается выяснить. Хотя, по свидетельству юбилейного каталога выставки Герасимова, им была выполнена картина маслом на листе размером 230х280, которую он назвал «А.С. Пушкин («Пишу, читаю без лампады»)». Слева, внизу холста есть надпись: «1937. А. Герасимов». Картина хранится в собрании семьи художника.
К 150-летию поэта Герасимов вновь решился на вариант картины «Пушкин за рабочим столом». Чуть позже художник пишет картину «Памятник А.С. Пушкину».
Еще одной была картина «А.С. Пушкин и Адам Мицкевич в Летнем саду» (1955 год). В юбилейном каталоге было означено место нахождения картины – собрание семьи художника, теперь же можно сделать поправку: Дом-музей А.М. Герасимова в Мичуринске.
И, наконец, к юбилейной дате, 150-летию поэта, А.М. Герасимов выполняет шесть иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Список его иллюстраций опубликован в третьем томе Полного собрания сочинений А.С. Пушкина в шести томах, вышедшего в 1949-50 гг. в Московском издательстве «Художественная литература»:
«Господский дом уединенный…» (глава вторая, 1)
«Зима!.. Крестьянин торжествуя…» (глава пятая, II)
«Бал у Лариных» (глава пятая, XLII)
«Дуэль» (глава шестая, XXXI)
« У памятника Ленскому» (глава шестая, XL)
«Я вас люблю (к чему лукавить»…) (глава восьмая, XLVII)
Надо полагать Герасимов отдавал себе ясный отчет в том, что с Пушкинианой связаны имена великих мастеров В.М. Васнецова, В.А. Серова, И.И. Крамского, С.А. Коровина, П.А. Федотова, К.П. Брюллова; множество выдающихся художников обращались к «Евгению Онегину»: В.Е. Маковский, К.А. Коровин, И.Е. Репин… Он, Герасимов, был их продолжателем и единомышленником, но и оппонентом тоже. Он должен сказать свое слово.
Шесть забытых иллюстраций А.М. Герасимова к «Евгению Онегину». Впрочем, одну помнят: «Бал у Лариных». Она хранится ныне в Доме-музее в Мичуринске, исполнена на бумаге размером 46х65 акварелью и гуашью. А остальные иллюстрации в юбилейном Полном собрании сочинений в шести томах обнаружить не удалось.
Отгадка кроется в том, что мало кто знает о существовании еще одного Полного собрания сочинений Пушкина, изданного к тому же юбилею и, представьте себе, в одном томе. Этот юбилейный том с иллюстрациями Герасимова находится в библиотеке Мичуринского государственного педагогического института. И, благодаря самостоятельным поискам В.И. Попкова, кандидата филологических наук, доцента, зав.кафедрой литературы Мичуринского пединститута, обратившегося к теме «Герасимов и Пушкин», об иллюстрациях А.М. Герасимова к роману «Евгений Онегин» стало известно всем , кто интересуется творчеством выдающегося художника.
(Попков В.И. «Шесть забытых иллюстраций к «Евгению Онегину». (Материалы к III научно-практической конференции краеведов).
admin, 25 авг 2010Наконец-то у музея-усадьбы нашего прославленного земляка появилось свое лицо в интернете С чем всех категорически и поздравляю!
Perihelia, 25 авг 2010Ну так оно и было Только не там. Переехали, судя по всему.
nika, 16 мар 2011Герасимов Александр МихайловичА.М.Герасимов. 1944 г.
бумага, литография,
худ. Родионов М. С.
Чувашский государственный художественный музей