Автор Тема: Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь  (Прочитано 11262 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
admin, 23 дек 2008
index-2716_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Пожалуй можно сказать-отсюда и пошла земля Тамбовская. Монастырь был заложен в 1627 году в дубовой роще на берегу реки Лесной Воронеж за 8 лет до основания крепости Козлов. Дошедшие до наших дней остатки монастырской стены 1750 года постройки являются самым древним сооружением города. Некогда она шла высотой в 5 метров с четырёх сторон монастыря общей длинной 292 метра. Главные святые ворота были устроены в ней с северной стороны, а подле самого монастыря размещалась небольшая деревянная гостиница для приезжих богомольцев. Невдалеке от гостиницы по дороге на Козлов стояла каменная часовня, принадлежащая монастырю. Другая часовня - деревянная - возвышалась с восточной стороны монастыря на берегу Лесного Воронежа над бьющим из-под земли источником, который до сих пор пользуется огромной популярностью у Мичуринцев. В черте монастырской ограды существовал двухэтажный корпус, предназначенный для приезда архиерея (ныне школа № 13), а также каменная колокольня о четырех ярусах высотою в 70 аршин, построенная в 1820 году на добровольные пожертвования горожан, многие из которых принадлежали к славному племени почётных граждан Козлова. На территории монастыря располагались две церкви Троицкая и Успенская. Последняя, пройдя через пыль веков вошла в наши дни возрождением обители.


admin, 11 янв 2009
Катался на лыжах, вот нафоткал. Та самая монастырская стена, самая древняя в нашем городе постройка
index-2719_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Так идет восстановление парадного входа и стен
index-2720_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Сам монастырь
index-2721_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Интересно, эти иконы похоже сохранившееся дореволюционное наследие?
index-2722_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2723_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2724_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


Natali, 28 фев 2009
index-2727_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Успенская церковь Троицкого Мужского Монастыря. Фото 50-х годов ХХ века


admin, 15 апр 2009
А вот описание из справочника Тамбовской епархии 1876 года
Козловский троицкий монастырь, штатный III-класса




Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
Ягуар, 16 апр 2009
Монастырь в 1924 году введен в списки памятников церковной старины, что должно было бы обеспечить ему охрану со стороны государства, в 1926 году вся территория монастыря была передана в распоряжение питомника плодовых сортов И. В. Мичурина. В 1928 году монастырский некрополь был разрушен, Капитонова часовня над источником и два яруса колокольни с часами и звонницей, значительная часть монастырской стены были разобраны на кирпич. По воспоминаниям местных жителей, мало кто из участников этого варварства умер своей смертью.
В 1952 году областное руководство приняло решение разобрать остатки колокольни, а в 1953 году Тамбовский областной совет сделал вывод, что Троицкая церковь "не является памятником архитектуры". На основании акта осмотра церкви за подписью "уполномоченного Пузанкова" Мичуринский исполком, закрыв глаза на наличие мемориальной доски с характеристикой церковного здания, 31 июля 1957 года вынес решение: "Означенное здание никакой архитектурной, исторической или художественной ценности не имеет". Церковное здание разобрали, кирпич, изготовленный при Феодоре, Иоанне и Петре Алексеевичах и Екатерине II, направили на жилищное строительство.
Успенская церковь избежала такой участи, поскольку в ее здании был размещен музей Центральной генетической лаборатории имени Мичурина, в 1960-е годы в верхнем этаже (в церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского) разместился местный клуб, где проходили собрания, "огоньки", смотры художественной самодеятельности и прочее.
С начала 1999 года в храме возобновилась богослужебная жизнь - настоятелем был назначен протоиерей Георгий Политаев.
5 апреля 1999 года Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания церкви со своего баланса на баланс Тамбовского Епархиального управления. От писанной на древней доске Казанской иконы Божией Матери в уже действующей приходской Успенской церкви накануне праздника Святой Троицы стало исходить благоухание. После того как была смыта побелка со сводов, перед прихожанами предстали лики святых. По правой стороне - святого Тихона Задонского, святителя Митрофана Воронежского, святого праотца Иакова, пророков Иеремии, Даниила, Соломона. По левой - святых пророков Давида, Моисея, Гедеона, и, предположительно, Исаии, святого праведного Иосифа Обручника, святого мученика Феодора Черниговского, святителя Иоасафа Белгородского. Над левым клиросом изображены преподобные Сергий и Герман Валаамские, над правым - преподобные Зосима и Сав ватий Соловецкие. Перед алтарем - большая икона Божией Матери "Киево-Печерская" с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, основателями русского монашества. Роспись стен церкви утрачена навсегда под несколькими слоями масляной краски.
Из построек монастыря сохранились угловая башня с прилегающими фрагментами монастырской стены, корпус настоятеля, трапезная, гостиница. Монастырский некрополь частично находится под асфальтом. Летом 2001 года дары прихожан Казанской иконе Божией Матери были украдены одним из местных наркоторговцев.
Однако Успенская церковь усилиями настоятеля протоиерея Георгия Политаева и прихожан восстанавливается и сегодня является одной из самых посещаемых городских приходских церквей. (Из журнала Московской Патриархии. №8-2003г)
 

admin, 16 апр 2009
Цитировать
По воспоминаниям местных жителей, мало кто из участников этого варварства умер своей смертью.
ну местным жителям-то лучше знать . Там где-то плита должна быть с ценнейшей надписью, не знаю ее участь
Цитировать
Летом 2001 года дары прихожан Казанской иконе Божией Матери были украдены одним из местных наркоторговцев.
интересно, кто это?



Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
Ягуар, 16 апр 2009
Андрей, на твой последний вопрос ответа не знаю, а потому помещаю дальше сведения о Свято-Троицком монастыре. Интересный, на мой взгляд нашел материал, ну, а полностью ли достоверны сведения - не берусь судить. Вроде, судя по источникам - то, должно быть достоверно.

В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь (1). Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, ее противоположный берег называли "ногайской стороной". Сподвижниками старца Иосифа были старцы Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Монастырю были отведены лесные и сенные угодья, в 1635 году ему принадлежало семь крестьянских дворов(2). В 1636 году монахи получили благословение архиепископа Антония Рязанского на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой. 5 сентября того же года царь и великий князь всея Руси Михаил Феодорович повелел своим ясельничим и воеводам Ивану Биркину и Михайлу Спешневу ехать в Дикое поле и строить новый город Козлов как одно из звеньев в цепи городов Белогородской засечной черты. Тульская засечная черта уже не сдерживала натиска крымских и ногайских татар. "Ведомо нам учинилось, что степью меж Воронежских и Ценских верхов, мимо Урлапова городища(3), приходят в Русь войною крымские и ногайские люди... и православных крестьян побивают и в полон емлют..."(4).
Эхом Смутного времени появлялись здесь и отряды поляков, литовцев, "черкас" (жителей Малороссии), которые ставили здесь свои слободы и остроги, присваивали местные села и деревни, "избивали всяких людей"(5). В местных вековых лесах находили себе убежище беглые верхнедонские казаки, калмыки, "воровские люди", "утеклецы", "атаманы".
Царь Михаил Феодорович наказал устроить в новом городе "зелейную казну, погреб дубовый и колодец, и тайники, и храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом", для чего направил туда воевод, а с ними 50 пищалей, 400 рублей "да запасу всякого на шесть недель". Город строили 1200 человек из окрестных городов - Рязани, Лебедяни, Ельца, Воронежа. "И были на той работе всякие люди: и боярские, и жилецкие, и патриаршие, и монастырские"(6).
Под личной опекой царя находилась обитель в 1641 году. По грамоте Михаила Феодоровича монастырь получил "рыбные ловли и бобровые гоны" на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы, позже - участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала.
К середине XVII века Белогородская засечная черта была построена. Монастырь, расположенный с южной стороны Козлова, был вынужден принимать на себя тяжесть татарских и калмыцких набегов. В 1643 году козловский воевода князь Иван Ростовский сообщал царю Михаилу Федоровичу: "Приходили татарове и полковые казаки на городскую сторону татар не перепустили... и в другие и в третьи приходили к нам татарове, в августе и в ноябре и был бой". За героическую оборону города царь повелел всем защитникам дать по золотому и "на дворовую селитьбу, да на заводь по шти (шести) рублев"(7). На постоянное поселение сюда вызвали донских и яицких казаков, со всей России приходили "копейщики, драгуны, солдаты, вожи, воротники, жильцы"(8). Всю весну и лето 1644 года 30 татарских мурз осаждали город. В грамоте хану Мехмет Гирею, отправленной со стольником Приклонским в Крым, Михаил Феодорович подчеркивал: "В лето сие мало не весь Крым, переменяючись, перебыл в наших местах". Через Козлов пролегала большая Посольская дорога из Москвы в Бахчисарай, тем же путем возвращали многочисленных пленных, для освобождения которых был введен особый налог - "полоняничные деньги"(9).
В первые годы своего существования, до прихода в монастырь игумена Кирилла, обитель не была общежительной. "Братии было немногое число, и кормился всяк собою", - сообщал позже в Пушкарский приказ в своей челобитной архимандрит Дорофей. С 1660 года игумен Кирилл "учинил общую трапезу", при нем же началось и большое каменное строительство. "Своею работою и добрым подвигом, - по словам архимандрита Дорофея, - построил Кирилл в монастыре каменного строения церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под нею - другую церковь же великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и поварни и кельи, и около монастыря ограду каменную".
Игумен Кирилл начал и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы "на погребах и сделал до прагов", то есть заложил фундамент. "Всех чинов люди" города Козлова, видя "большую добродетель и радения" игумена Кирилла, принимали участие в строительстве монастыря, многие - для того, чтобы им в старости "в этом монастыре постригаться"(10). В середине XVII века там было двадцать монахов, вокруг монастыря селились монастырские служители, которые работали на пашне, сенокосах, в лесу и на мельнице, принадлежавших монастырю.
В 1658 году по просьбе игумена Дионисия монастырь получил право ловли рыбы в реках Иловай, Лесной и Польный Воронеж, а при игумене Кирилле - на Кривецком плесе. В 1662 году монастырю было отведено подворье в Козлове. Переписная книга Троицкого монастыря содержит сведения о наличии во второй половине XVII века у него бобровых гонов (урочищ в реках, где водились бобры и производилась их ловля). Они были обычным явлением в центральной, западной и южной полосе России, доходы от этого промысла облагались оброком в пользу казны (11). В Писцовой книге Разрядного приказа Белогородского стола записано, что в середине века монастырь владел землями на "ногайской стороне" реки, "около ржавца" (болота) (12). Ссылки:
1 Русские монастыри. М., 1995. С. 390.
 2 Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1996. Т. 6. С. 381.
 3 Место стоянки татарского хана Урлапа, вокруг которого были разбросаны татарские юрты. На местах Урлаповых городищ построены Тамбов и Козлов.
4 Дубасов И. И. Очерки по истории Тамбовского края. Тамбов, 1897. Вып. 6. С. 57.
 5 Баглай Д. И. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. М., 1887. С. 251.
 6 Дубасов И. И. Указ. соч. Вып. 6. С. 61-62.
 7 Там же. С. 62.
 8 Там же. Вып.5. Тамбов, 1889. С. 161.
 9 Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1992. С. 90.
 10 РГБ. ОР. Ф. 256. 102. Л. 50.
 11 Там же. С. 223.
 12 Оглоблин Н. Н. Обозрение историко-географических материалов XVII и начала XVIII веков, заключающихся в книгах Разрядного приказа. М., 1884. С. 98.
 


Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
admin, 16 апр 2009
Цитировать
по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова
ошибка а вообще другие источники, несколько иное толкование. Стоит почитать еще раз...спасибо!


Ягуар, 17 апр 2009
Цитировать
а вообще другие источники, несколько иное толкование. Стоит почитать еще раз...
Да, Андрей, мне самому стало очень интересно, я перерыл много источников, особенно покопался в журналах Московской Патриархии. Столько интересного и нового для себя обнаружил!

Я не знаю, будет ли это интересно кому-то еще (а вдруг?!), то я буду помещать сюда новые сведения.

Вот выдержки из статьи Т. СИМОНОВОЙ, ведущего научного сотрудника Института военной истории

 Министерства обороны РФ, доцента.

В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни - принесенный ему из Афона "перст от Гроба Господня", частицы мощей Апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеимона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии (13).

В 1672 году было закончено строительство двух- этажной каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. По мнению краеведа В. А. Кученковой, Успенская церковь является одной из первых каменных церквей в Тамбовской епархии (14). В ее архитектурном стиле прослеживаются традиции монастырского строительства русского Севера, прежде всего - Соловецкого монастыря. На первом этаже располагалась церковь во имя основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, покровителей моряков и рыбаков.

В 1670 году царь Алексей Михайлович подарил для монастырской библиотеки богослужебные книги, среди них напрестольное Евангелие, Псалтирь, Шестоднев, Апостол, Толковое Евангелие. До наших дней сохранились некоторые из книги монастырской библиотеки: монастырский Устав, отпечатанный в 1633 году, Служебник (1668 года), Житие святого Ефрема Сирина, Трефолий (1638 года), Триодион, переданный, как свидетельствует надпись на книге, "по указу великого государя", Патерик, Осьмогласие (1633 года), Ирмологий (1673 года).

В 1682 году повелением царя Феодора Алексеевича была открыта Тамбовская епархия, а настоятели монастыря возведены в сан архимандрита. На следующий год в Троицком монастыре скончался игумен Кирилл, и архиепископ Тамбовский Леонтий поставил на его место игумена Дорофея. Тридцать человек братии было в тот год в монастыре: "...многие люди старые, и на ваших, Государи, - обращался архимандрит Дорофей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам в челобитной, - службах раненные". В этой челобитной в Пушкарский приказ архимандрит "с братиею" просил выделить монастырю железо, "пудов с четыреста", на завершение строительства соборной церкви, для чего "сарай и всякие заводы кирпичные готовы близко монастыря" (15). Государи пожаловали монастырю железо: 50 пудов "железа тянутого, саженного" (16) - было отмечено в приходно-расходной книге Троицкого монастыря, обнаруженной нами в Отделе рукописей РГБ, который приобрел ее у коллекционера в 1951 году в составе списка рукописей, принадлежавших генерал-поручику, действительному камергеру и кавалеру Р. Л. Воронцову. Это редкий вид источника по истории монастырей, так, приходно-расходных книг Соловецкого монастыря сохранилось всего 10 %.
Ежедневная регистрация доходов и поступлений и расходов монастыря за период с 1682 по 1685 год дает возможность восстановить многие стороны его жизни. Записи были сделаны "старцем Гаврилой и черным дьяконом Павлом". Преподобные Зосима и Савватий не оставляли Козловский монастырь без своего покровительства - наибольший доход монастырю приносили "речные деньги" - оброчные платежи за рыбную ловлю в монастырских "ухожах" на реках. Жители всех окрестных сел (Тарбеево, Стаево, Вешневое, Изосимово, Никольское, Лежа, Ратчино, Каликино, Путятино, Доброе городище, Глазок), боярские дети и посадские люди Козлова и Воронежа обеспечили в 1684-1685 годах монастырю доход только с Бетецких и Серецких "ухожей" в 258 рублей 26 алтын (более 50 % от общей суммы дохода обители за год). Осенью и зимой монастырь продавал по несколько возов рыбы собственного улова. А к праздникам монахи позволяли себе белужину и севрюжину, осетрину, стерлядь, икру. 6 января 1683 года "на Воронеже" кроме белуги за 40 алтын было куплено икры 2 пуда с четвертью, в следующем году на Рождество в Тамбове было приобретено 5 белуг, черная икра, "за рубль сто стерлядей".

С 1684 года монастырь стал выплачивать в государеву казну "откупные деньги" за пользование рыбными "ухожами". 31 августа 1685 года, накануне нового года, в казну было уплачено 104 рубля 4 алтына, "да подьячему было дано за работу" в приказной избе города Козлова. Откупной платеж составил чуть более 21 % общего дохода монастыря за тот год.

 "Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дали", - известна была поговорка на Руси. Для козловских монахов монастырский "пчельник" (пасека) был второй статьей регулярного дохода. Пасекой заведовал старец Илия, она постоянно расширялась за счет дарений жителей и постригавшихся в монахи. Немаловажной статьей дохода была и плата окрестных жителей за пользование монастырской мельницей, где работали специально нанятые работники. На скотном дворе монастыря были лошади, коровы, куры.
Существенный процент дохода монастыря составляли пожертвования богомольцев и жителей Козлова и окрестных сел, среди них были козловский воевода Окиндий Иванович Данилов, козловский купец Семен Григорьев, сыны боярские и посадские люди Козлова. В июне 1684 года Иван Енков из села Изосимово сделал вклад - 22 копны ржи, 24 "четвертки" проса, "два круга конопей", 300 "четверток пшеницы", "кобылу саврасу" и "шерсти 21 гривенку". В июле того же года Архип Овлов из Хмелевой слободы в придачу к "мерину серому, светлая грива направо с пометой", подарил 10 копен ржи, двух коров, 4 улья и "круг конопей". Лошадей монахи продавали, за одного "буланого коня" было выручено 15 рублей.

При пострижении в монахи делались вклады в монастырское хозяйство. Так, старец Александр сделал вклад в 13 алтын и 12 копен ржи, а старец Конон - 12 ульев. На монастырской земле выращивали рожь и горох, а пшеницу покупали. В монастырском саду и на огороде росли лук и чеснок, капуста и репа. Урожаи были невелики, кое-что приходилась подкупать: "севошные семена", капусту, репу, чеснок. Покупали хмель, ягоды черемухи и "перепечу" (мяту) - в монастыре варили квас и пиво. Все сельскохозяйственные работы выполняли наемные работники: пахали, сеяли, жали, косили и убирали сено.

На строительстве каменной церкви Живоначальной Троицы, а также "избы на коровьем дворе" были заняты плотники, кровельщики, "что башни покрывали", рабочие "по каменному делу", которым платили "за кирпичное и каменное ломание". Шесть рублей задатку получил "гулящий человек" Козьма Еремеев, сын Скрылев, подрядившийся "на кирпичное дело". Согласно расходным записям в 1684-1685 годах монастырь покупал "тянутое железо", сосновый лес, бревна и доски, дубовый пол, железные двери, печные изразцы, ворота, немецкие замки, гвозди, железную пилу и клещи. В 1682 году монастырь приобрел тридцать пищалей и "три рога пороха", спустя год - еще "полтора рога", а в 1685 году - еще две пищали (одну - "завесную"), порох и медвежью рогатину. За три года обширное хозяйство монастыря пополнилось телегами и санями, конной упряжью, бочками, сетями и бреднями, ситами, рукомойниками, тарелками и ложками, сковородами, ножами. Были приобретены также пивной корец, половник, овчина, пух, нитки, свечи, бумага, церковное вино, холст, "толстый и тонкий", шелковое немецкое сукно, "крашенина", кожа на сапоги, лапти, башмаки, камилавки, "порты", куницы у охотников села Хмелевого и прочее. Источники: 13 Казанский П. С. Историческое описание Троицкого Козловского мужского монастыря. М., 1849. С. 9.
 14 Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993. С. 76.
 15 РГБ. ОР. Ф. 256. 102. Л. 51.
 16 РГБ. ОР. Ф. 225. Л. 32 об.
 

Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
admin, 17 апр 2009
Цитировать
Я не знаю, будет ли это интересно кому-то еще (а вдруг?!), то я буду помещать сюда новые сведения.
Я тоже этого не могу знать))), так же как не мог знать, создавая этот раздел. Сейчас уверен, что кому-то интересно - количество просмотров раздела за 1000 единиц перевалило. Да и сам я читаю с интересом, так что при возможности буду рад вашим новым публикациям и сам обязательно пороюсь в своих закромах))
 

Ягуар, 17 апр 2009
Да, Андрей, с удовольствием буду помещать здесь всё, что найду. Такие сведения интересные и подробные (ну, на мой взгляд). Монастырь был и культурным центром, покупал и продавал книги. В феврале 1682 года он приобрел книгу святителя Григория Назианзина, христианского писателя IV века, борца против арианской ереси, за два с лишним рубля (средняя цена лошади). За три года в монастыре были проданы Требник, Служебник, Минея общая, Шестоднев "старыя печати", Часослов.

Расходно-приходная книга дает представление и о церковных связях монастыря в тот период, о событиях, происшедших в Тамбовской епархии. Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле-мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодосий, который "служил всенощную о своем брате". В том же контексте упомянуты суздальские и московские подьячие. Из истории известно, что в Спасо-Евфимиев монастырь был сослан в том же году "за раскольнические мнения" первый Тамбовский и Козловский епископ Леонтий. На его место 1 сентября 1684 года Патриарх Иоаким рукоположил в Успенском соборе Московского Кремля бывшего архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима.

По существовавшим обычаям новопоставленные архиереи задерживались в Москве, помогая Патриарху в делах церковного управления, участвуя в богослужениях (17). В феврале 1685 года монахи отправили в столицу "подводу с лебедями", а в марте прибыли в Москву, где "в почести" епископу Питириму купили подарков на 5 рублей 28 алтын и Октоих за 3 рубля 20 алтын (18). Ровно через год епископ Питирим прибыл в Козлов и несколько дней пребывал в Козловском монастыре. 3 апреля 1686 года он благословил строившуюся церковь, в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с "венцами и гривнами". В течение всего своего служения в Тамбовской епархии епископ Питирим оказывал посильную помощь Козловскому монастырю.

Епископ Питирим оставил по себе глубокую память размахом церковного строительства и религиозно-нравственным просвещением паствы. В марте 1913 года святитель Питирим Тамбовский был прославлен в лике святых.

В последней четверти XVII века Козловский монастырь стал крупным хозяйственным центром: по государеву указу пахотные и сенокосные земельные владения увеличились вдвое, архимандрит Дорофей добился освобождения от оброка доходов с пчельников и кривополянской мельницы, в 1687 году было приобретено подворье в Тамбове, монастырская пасека насчитывала 200 ульев.

Император Петр I коренным образом изменил жизнь Церкви. В 1700 году было упразднено патриаршество. Через год был образован Монастырский приказ, отстранивший черное духовенство от управления монастырями и пользования их доходами. Льготы на владение землей были упразднены, каменное строительство на период возведения Санкт-Петербурга запрещено. Старые монастыри стали сводить вместе, монахам назначили жалование, годных к военной службе призывали. В 1707 году была конфискована вся серебряная утварь, в 1723 году запрещено пострижение в монахи и переход из одного монастыря в другой. В 1721 году Монастырский приказ был переведен в ведение Святейшего Синода.

Тамбовский край перестал быть окраиной России, окраинные льготы были отменены. На реках Тамбовского, Добренского и Козловского уездов после Азовских походов 1695-1696 годов родился российский флот. Немецкие землевладельцы, присланные сюда Петром I, принялись обучать местных крестьян прогрессивным методам хозяйствования. Петр завершил обращение в Православие местного татарского дворянства: в указе 1714 года было предписано "басурманам крестьянами православной веры не владеть. Владеющие же должны креститься конечно в полгода" (19).

При набожной императрице Елизавете Петровне религиозная жизнь России стала возрождаться. Это отразилось и в жизни обители. В 1733 года в Троицкой соборной церкви Козловского монастыря был устроен новый иконостас, в 1750 году вокруг монастыря была возведена монастырская стена с бойницами, крытыми переходами и террасами. Тогда же было обращено в христианство местное мордовское население.

Ссылки: 17 Питиримовские духовно-образовательные чтения. Тамбов, 1999. С. 13.
 18 РГБ. ОР. Ф. 225. Л. 108.
 19 Дубасов И. И. Указ. соч. Вып. 3. М., 1884. С. 38.

Молодая императрица Екатерина II в феврале 1764 года распорядилась упорядочить монастырские дела: были изданы "Духовные штаты", согласно которым российские монастыри делились на три класса. Троице-Сергиева и Киево-Печерская Лавры, а также шесть крупных монастырей были выделены в особую группу. За монастырями были закреплены по 30 десятин пахотной земли, подворья, загородные дома, леса, луга, сады и рыбные ловли. В результате количество монастырей в России сократилось в 2,5 раза.

Козловский Троицкий монастырь был определен третьеклассным. В 1764 году в нем было 20 монахов, монастырю принадлежали 42 крестьянские души. В 1790 году при межевании земель монастырю прирезали дополнительное количество земли, пополам с Нижне-Ломовским монастырем было приобретено в Тамбове подворье за тысячу рублей. Возле монашеских келлий была построена монастырская трапезная, позже она стала Трапезной церковью. Оборонительную стену укрепили мощными угловыми башнями. В 1792 году приступили к перестройке монастырских церквей. В Успенской церкви, в нижнем храме, разобрали алтарь, а церковь заново освятили во имя Всех святых, с приделом во имя Иоанна Предтечи. В верхнем храме устроили придел во имя преподобного Варлаама Хутынского: действовавший в тот период епископ Тамбовский и Шацкий Феофил прежде был архимандритом Варлаамо-Хутынского монастыря в Новгороде. В 1793 году отреставрировали крышу и главу церкви.

В Троицком храме крышу также покрыли железом, вызолотили главу и крест. В 1794-1796 годах стены в алтаре и храме расписали, вызолотили иконостас, отреставрировали иконы. Храмовую икону Пресвятой Троицы одели в серебряную ризу весом в 26 фунтов, местночтимую икону Божией Матери "Тихвинская" - в серебряную ризу "чеканной работы с разными каменьями", весом в 21 фунт (20).

Каменную ограду монастыря перестроили, ее длина составила 292 сажени, высота - от 5,5 до 7 саженей. У главных святых ворот с северной стороны построили деревянную гостиницу для богомольцев.

Императоры Павел I и Александр I предприняли ряд мер, позволивших укрепить положение монастырей: городское имущество освободили от платежей и повинностей, прочее недвижимое имущество - от уплаты оброчных денег в казну; предоставили право приобретать землю, монахов освободили от телесных наказаний.

В начале XIX века Троицкий монастырь процветал как крупный хозяйственный и религиозный центр Тамбовского наместничества. В 1801 году был построен двухэтажный настоятельский корпус, сохранившийся до сих пор, через 15 лет построили каменные одноэтажные келии и ряд хозяйственных построек.

В 1822 году завершили строительство каменной четырехъярусной колокольни с часами-курантами, бой которых был слышен по всей округе. Старожилы свидетельствуют, что часы находились в рабочем состоянии вплоть до разрушения верхних ярусов колокольни в 1926 году. В звоннице было одиннадцать колоколов, подаренных прихожанами, самый большой весил 442 пуда 20 фунтов (21).

Ссылки: 19 Дубасов И. И. Указ. соч. Вып. 3. М., 1884. С. 38.
 20 Кученкова Н. В. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992. С. 75.


Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
admin, 17 апр 2009
Цитировать
Козловский Троицкий монастырь был определен третьеклассным.
что сие означает? Ягуар, не в курсе?


Ягуар, 17 апр 2009
Введение духовных штатов в 21 российской епархии произошло после принятия императорского указа от 24 февраля 1764 года. Монастыри были поделены «по благопристойности и достоинству санов» на классы. Каждому классу была установлена норма штатных монахов и монахинь и различное содержание.

В мужских первоклассных монастырях получали жалованье от 2300 руб. до 2500 руб., и в них полагался штат 33 монаха. Во второклассных - содержание доходило до 1500 руб. и штат монахов по 17 человек, а третьеклассные - довольствовались 950 руб. жалованья, и в них находилось 12 монахов.

В женских первоклассных монастырях штат простирался от 52 до 101 монахини. Они находились на особом положении и получали жалованье в зависимости от количества монахинь. Что же касается второклассных и третьеклассных монастырей, то в них содержалось по 17 монахинь, а жалованье составляло от 525 до 700 руб.

Остальные монастыри, не вошедшие в число штатных, частью были оставлены на своем содержании и сделались известными под именем заштатных, т. е. не получавших от казны постоянного содержания.
 

admin, 19 апр 2009
значит монастырь наш всеже был не такой уж большой, не смотря на то что владел какими-то угольями вокруг города
 

Natali, 19 апр 2009
с большим интересом прочла все ваши рассказы. Почему-то раньше думала, что в монастырях не ведут такую разнообразную активную деятельность. Очень познавательно. Спасибо большое!


Ягуар, 20 апр 2009
Цитировать
Почему-то раньше думала, что в монастырях не ведут такую разнообразную активную деятельность. Очень познавательно.

Натали, я рад, что ты заглянула на эту страничку. Если это еще кому-то интересно, кроме себя самого, то это не напрасный труд. Значит, буду делиться своими находками. Тамбовское наместничество стало краем крупных помещичьих вотчин - тамбовским черноземом щедро одаривали своих приближенных и родственников и Петр I, и Елизавета Петровна, и Павел I, и Екатерина II. Во времена правления Николая I центрально-черноземные губернии стали одним из важнейших регионов производства товарного хлеба. Козлов стал богатым купеческим городом с лучшими предместьями во всем наместничестве. Богатые горожане не оставляли Козловский монастырь без поддержки.

Среди частных благотворителей были князья Кугушевы, Хрущевы, Детковы, Каюковы, купцы Гладышевы, Каширские, Придорогины, Бельские, почетные граждане Козлова Кожевниковы. Купеческая жена Анна Михайловна Силантьева пожертвовала в Троицкий собор люстры стоимостью 7 тысяч рублей, на строительство колокольни - 4 тысячи рублей ассигнациями, а также крест, потир и Евангелие. Святой митрополит Иона положил на вечное поминовение своих родственников 2 тысячи рублей.

В 1844 году Успенская церковь была расширена, каменный купол на крыше заменили небольшим железным. В "Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях" (1852 год) упомянут Троицкий монастырь "близ уездного города Козлова", который находится "под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии... При сей обители бывают ежегодные ярмарки: в день Пятидесятницы (Святой Троицы) и Успения Пресвятой Богородицы"(Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1885. С. 503.).
В 1868 году в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа, в управление которому вверялся Козловский монастырь. Викарию было предписано "именоваться епископом Козловским и местопребывание иметь в городе Козлове в подворьях и зданиях, принадлежащих монастырю Козловскому Троицкому и Саратовской пустыни". Викарий пользовался от этого монастыря "настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем" (Белых М. Указ. соч. С.107).

На следующий год усилиями и на средства горожан над святым колодцем была возведена каменная часовня с иконостасом - в память об избавлении от опасности во время покушения Д. Каракозова на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года. До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей.


admin, 20 апр 2009
Цитировать
До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей.
Это точно. И вода там вкусная, не смотря на то что чрезмерно жесткая.
 

Ягуар, 21 апр 2009
В конце XIX - начале ХХ века, в период экономического расцвета Российской Империи, Троицкому монастырю принадлежало 77,5 десятин земли, Хоботецкий хутор в 20 верстах от крепостной стены, соседний лес в 152 десятины, участки пахотной и сенокосной земли (64 десятины) у села Дубровника и в местности Криуша. В Лебедянском уезде с незапамятных времен монастырю принадлежали два озера. В прилегающей к стенам монастыря дубровой роще было построено 8 дач, которые сдавали в аренду на лето. В 1911 году сумма дохода монастыря только по арендным платежам составила 4804 рубля 50 копеек. Свободный капитал монастырь вкладывал в процентные бумаги, на 1 января 1911 года он составил 72 тысячи рублей. Ремонт Успенской церкви в тот год был произведен на средства, вырученные от продажи части процентных бумаг. В 1910 году в монастыре было 28 человек братии.
Сразу после октябрьского переворота началось разграбление храмов и монастырей. 19 января 1918 года Святейший Патриарх Тихон отразил эти факты в своем Послании, одобренном Поместным Собором (Храм Христа Спасителя. М., 1996. С. 226.)
А на следующий день советская власть приняла Декрет об отделении школы от Церкви и Церкви от государства. 2 февраля того же года был издан Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Не избежал общей печальной участи и Козловский монастырь: имущество его было реквизировано, ценные бумаги, деньги и ценности подлежали сдаче в казначейство. Монашествующие до 55-летнего возраста были выселены как тунеядцы, а старики и больные переданы в ведение отдела социального обеспечения


Галатея, 22 апр 2009
Какая интересная и подробная история о судьбе монастыря. Даже уже и добавить не знаю что. Разве только вот это: С историей Козлова и Троицкого монастыря связано имя российского новомученика святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, принявшего мученическую кончину от рук большевиков у стен Киевской лавры 7 февраля 1918 года. Митрополит Владимир занимал крупнейшие российские кафедры: Тифлисскую, Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, поэтому получил именование "всероссийского митрополита". Крестный путь Василия Богоявленского (так звали митрополита в миру) начался в Козловском Троицком монастыре, куда Святейший Синод назначил его настоятелем 10 января 1866 года. Через месяц священник Василий Богоявленский с именем Владимир был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. Семь месяцев он управлял Козловским Троицким монастырем, после чего был перемещен в Новгородский Антониев монастырь. (Питиримовские духовно-образовательные чтения. Тамбов, 1999. С. 31.)


Natali, 22 май 2009
Рубрика: Архивные документы 26.03.1920 Троицкий монастырь под концлагерь Протокол Секции охраны памятников и искусства
26 марта 1920 г.
На заседании присутствовали:
г. Т.Романов, Скороходов, Л.М. Малыгин, С.С. Гладышев, С.С. Маслеников, Н.В. Чичерин, В.С. Рогов, И.Ф. Елагин, Н.А. Бубнов, С.С. Ворсонофьев, А.И. Анисимов.
Повестка.
Рассмотрение вопроса о занятии Троицкого монастыря под концентарционный лагерь Отделом Управления.
Секция по вопросу, поставленному на повестке, вынесла постановление - ходатайствовать перед Исполкомом о недопустимости этого по следующим причинам:
1. Троицкий монастырь, основанный в 1627 г. является одним из старейших памятников старины и искусства Тамб. губ.; в частности одна из церквей монастыря - Троицкая, есть чистейший образец старо-русского архитектурного искусства (Новгородского) начала 17-го века.
Такой памятник на основании декрета №220 Совнаркома от 5-го октября 1918 г. д. б. открыт для широкой массы населения в целях ознакомления с ним. С переходом в монастырь концентрационного лагеря он будет недоступен для массы.
2. С устройством концентрационного лагеря естественно должны последовать перемены в постройках, что является недопустимым согласно декрета Совнаркома за №220.
 3. Допущение преступного элемента может повести к порче памятников старины, согласно же указанному декрету надо принимать все меры для охранения памятников.
4. Данный монастырь представляет из себя богатый материал для изучения искусства живописи, архитектуры и истории специалистам.
Декрет Совнаркома за №220 прилагается.
Председатель Г.Романов.
Скороходов.
Секретарь А. Анисимов.
 (Всего 8 подписей - прим. сост.)
Козловский Уисполком. Секретариат. 10 марта 1920 г. - 27 марта 1920 г.
ГАТО Ф. Р-18. Оп. 1. Д. 47. Лл. 18-18 об.

Вроде про наш город. Неужели, такое могло быть? взято вот отсюда


admin, 22 фев 2010
Вчера видел вновь поставленную скульптуру напротив за центральным входом на территорию троицкого монастыря
395-91fc32b7d2d2fede53d2dc756e203ef1.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
мне откровенно не понравилось увиденное.


Natali, 22 фев 2010
а раньше там другая скульптура была или старую отреставрировали? И что она символизирует?


admin, 22 фев 2010
Natali, если ты посмотришь на мои фотки с первой страницы, то увидишь, что в том году там ничего не было....


Natali, 22 фев 2010
ну я как раз про это и спрашиваю: новое это или хорошо забытое старое? )))))
 

Ягуар, 22 фев 2010
Чё то я не понял - это прикол, или это действительно там теперь стоит? Подробнее можно? Что это и в связи с чем установили?
 

admin, 22 фев 2010
ну какой прикол? реальная фотография. Кто установил, зачем-я не в курсе

 

Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
Kora_O, 4 мар 2010
Андрей и Ягуар! Суперский материал, молодцы! Представишь наш город со всеми - волшебным образом - уцелевшими храмами.... Не хуже какого-нибудь Зальцбурга... Остается только на макеты в краеведческом музее любоваться. Как-то в нем же (музее) была выставка черно-белой фотографии. Снимки старого Козлова поразили. Как много мы потеряли. Совершенно серьезный вопрос: реально ли восстановить хоть одну церковь, хоть маленькую часовню - на месте теперешнего Круга с "Чайником". Она такая чУдная была. А место все равно пустое. Мне кажется, это был бы настоящий знак преемственности. Ребят, вы же так много об этом знаете, да и не все мы - дураки и дуры. Может, получится?


admin, 5 апр 2010
Вышло в свет распоряжение председателя Правительства России Владимира Путина о безвозмездной передаче в собственность Тамбовской Епархии здания церкви Успения Пресвятой Богородицы Святотроицкого Козловского мужского монастыря в Мичуринске, а также монастырские постройки и земельный участок.
 

Галатея, 5 апр 2010
Можно попросить ссылочку на сей факт?
Могу сказать только, что горсовет принял решение о даче согласия на передачу Троицкого монастыря и земельного участка в ЦГЛ в собственность Тамбовской Епархии на заседании 1-го апреля.


admin, 5 апр 2010
решение нашего горсовета после такого здесь уже ровным счетом ничего не значило уже


Галатея, 5 апр 2010
Нет, Андрей, телевизионщики явно напутали немного.
Постановление Правительства о поэтапной передаче всех храмов, монастырей в ведение Епархий было аж в 2003 году. С тех еще пор, Владыко Евгений вел разговоры и убеждал передать Троицкий монастырь в ведение Тамбовской Епархии. К сожалению, Владыко ушел из жизни, не довершив это дело. Патриарх Феодосий тоже неоднократно обращался с просьбой о передаче монастыря. К счастью, договоренность между ним и главой города достигнута и принято решение о даче согласия на передачу Троицкого монастыря и земель, принадлежащих ему. Это не говорит о том, что он с 1 апреля передан. Дано согласие на передачу. Предстоит процедура межевания, определения территории и пр. пр. Процесс займет определенное время, но тем не менее, рано или поздно окончательная передача состоится.


admin, 10 апр 2010
proxy_php-image=http---img-fotki_yandex_ru-get-4010-murlinvk_3-0_2667c_11881f25_-1-L_jpg&hash=a1e74e88fee9b00903b8916a374a0460.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


kofan, 10 апр 2010
Прошлым летом побывал там....грустное и удручающее зрелище.... А ведь был основан ещё до образования города.
Взять бы всё и восстановить....


admin, 10 апр 2010
потихоньку восстанавливают. Обратите внимание, на фотке отчетливо видна толщина стен монатыря

 В книжном архиве гугла есть одна замечательная книга составленная монахом Троицкого монастыря. Она хранится там в пдф, однако я взял на себя смелость и отцифровал ее в более приемлемый вариант. Буду потихоньку публиковать главы из этой книги.


admin, 24 янв 2011
Историческое описание Троицкого Козловского монастыря


nika, 10 мар 2011
Куранты Троицкого монастыря через полвека найдены в овощехранилище

 В одном из плодохранилищ Мичуринска найдены забытые около 50 лет назад куранты, предположительно принадлежавшие колокольне Троицкого монастыря. По воспоминаниям старожилов, после разрушения монастыря в 30-е годы, сброшенные с колокольни куранты, долгое время пролежали в куче мусора, откуда в конце 50-х - начале 60-х годов их перенесли в плодохранилище.

Старинному механизму более полутора веков, однако, городское управление культуры планирует заняться их восстановлением. В настоящее время ведутся поиски мастера, который смог бы изготовить утраченные детали механизма и восстановить куранты. Часы украсят собой одно из городских зданий Мичуринска - а возможно, и будут возвращены Православной Церкви.

Епархиальный вестник 2003 № 5 май


admin, 14 мар 2011
про куранты читал, кажется мастера так и не нашли, и судьба их не известна


nika, 16 апр 2011
В библиотеке монастыря хранилось множество ценных документов, относящихся ко времени правления Петра I, грамоты, подписанные Петром I, А.Д. Меншиковым и Григорием Волконским. Строительство каменного соборного храма началось в 1687 году и завершилось в 1692 году. Собор представлял собой куб с единственной луковичной главой на высоком круглом барабане. Стены храма были украшены пилястрами, верх здания оформлен профилированным карнизом, элементом византийских традиций зодчества были ложные окна, оформлявшие барабан с изящным рельефом наличников. Реставрационные работы в монастыре, сильно пострадавшем от пожара 1697 года, начались только в 1792 году. Был заново отделан внутренний интерьер храма. Стены в алтаре и храме расписаны, вызолочен иконостас и отреставрированы иконы. Для храмовой иконы Пресвятой Троицы была изготовлена серебряная риза весом 10,5 килограмм. Местная икона Тихвинской Богоматери была украшена серебряной ризой "чеканной работы с драгоценными каменьями весом 21 фунт". Монастырская колокольня была оснащена 11 колоколами, обладавшими очень мелодичным звучанием. Редкой мелодичностью отличался самый крупный колокол, весивший свыше 442 пудов .
В 1790 году была построена трапезная церковь. Ее фасад был оформлен тремя разновеликими окнами с циркульным завершением и тремя каплевидными главками. В архитектуре трапезной ярко проявлялись элементы барокко, свойственные творческой манере архитектора П. Егорова .
По повелению императрицы Елизаветы Троицкому монастырю разрешалось содержать мастеровых людей по всем специальностям, в том числе плотников, столяров и мастеров иконописи. Кроме того, монастырю разрешалось набирать и обучать по этим специальностям детей-сирот из монастырской вотчины или приглашать для этих же целей бобылей.
Из описания убранства монастырской церкви и церковных одежд Троицкого монастыря, относящегося к 1777 году, узнаем, что среди вещей было большое количество воздухов и покровцов – элементов церковной утвари, выполненных из ткани. Судя по описанию, все они представляли большую ценность и были подлинными образцами мастерства вышивальщиц. Например, хранилось "два покровца и воздух крестообразной формы серебряного глазета небесного цвета с херувимами, шитыми серебром, коих лики писаны на тафте, обложены кругом серебряной бахромою, кресты, шитые серебром по карте, средина коих на покровцах обойдена четверо угольником серебряной тесьмой". Еще одно описание: "Пелена к образу Живоначальной Троицы белого глазета, вышитая по краям синелью разными цветами, на ней четыре крестика небольшие, а в середине их пятый большой, шитый золотом по карте". В описи вещей, которые списывались из обихода монастыря и передавались в ризницу в сентябре 1837 года, фигурируют ветхие образы Спасителя и Иоанна Предтечи, образ Казанской Богоматери в серебряном окладе, которые были заменены на новые. Церковная утварь, хранившаяся в ризнице, представляла собой подлинные шедевры ювелирного искусства. Например, крест наперстный архимандричий серебряный, вызолоченный на цепочке, отделанный вокруг стразами, вверху креста небольшой камень лилового цвета, а внизу на подвеске – зеленого. Или описания икон: "Икона живоначальной троицы на кипарисной доске, риза из серебра 84 пробы, весом 56 золотников; икона Ахтырской Божией матери в серебряной чеканной и вызолощенной ризе, и венец таковой же с короною. Весу в ризе 124 золотника… в вызолощенной раме, убранной кругом вызолощенной резьбою, а на верху с сиянием".




Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
nika, 23 апр 2011
"Из сохранившихся в записях дел святителя Питирима первым по прибытии на Тамбовскую кафедру значится выдача во дни Святой Пасхи 1686 года грамоты Козловскому монастырю на построение каменного соборного храма во Имя Святой Троицы".
Святитель Питирим, епископ Тамбовский


вжик, 30 июн 2011
хоть и некоторые фотки с утратами и плохого качества, но редкие и имеют право быть в этой теме
Часть конец 40-х, начало 50-х (1,2,3,5,6), 4,5,9,11 - конец 20-х гг. 4-5 - это кадры скорее всего из фильма Светозарова 1926 года, там если рассмотреть у колокольни Мичурин и Горшков.
!!! Где найти эти фото?


Natali, 30 июн 2011
спасибо, что снова удивляете нас такими редкими фотографиями.


admin, 23 авг 2011
не мог не опубликовать)))...
снято у стен Троицкого монастыря фотохудожником Ярославом
proxy_php-image=http---img-fotki_yandex_ru-get-5607-yaroslavtsevgv_1b-0_69de8_7f7aee27_XL_jpg&hash=a6ff03b452041220a0921bafdef18986.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


Kozlograd, 23 авг 2011
Красиво, просто душу греет.


admin, 13 апр 2012
index-2801_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2804_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2806_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2809_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2811_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 13 апр 2012
Спасибо за такие редкие фотографии!


Vladimir, 6 июн 2012
index-2825_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь




 

Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
Natali, 3 окт 2012
в минувший выходной
index-2766_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2767_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2768_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2769_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2770_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2771_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2772_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2773_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь

Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
nika, 23 янв 2013
ВУРГАРОВ НИКОЛАЙ СОЛОМОНОВ (БУРГАРОВ, БУРГОРОВ, САМСОНОВ) (уп. 1685–1720)

 "В марте 1720 г. Николай Самсонов (Соломонов) Бургоров и Алексей Дмитриев Логинов заключили договор на иконописные работы в Троицком монастыре Бобровского уезда Воронежской епархии. Текст договора: “Марта в девяты день Оружейные полаты иконописцы Николай Самсонов сын Бургоров да Алексей Дмитриев сын Логинов дали запись Воронежской епархии Троицкого монастыря козначею Варсунофию в том, что нанялись они у него Варсунофия написать святые иконы в церкви божии в Бобровском уезде в вышеозначенной Троицкой монастырь против того мастерства, что в Козловском уезде в Троицком монастыре в церкве написаны иконы их мастерства, и писать те иконы против рисунков ево козначевых своими красками и золотом. А от дела того мастерства рядили денег сто рублев, рядных денег взяли напред тритцать рублев, а достальные брать смотря по работе. К той записи они, Николай и Алексей сами, великие Государыни благоверные царицы и великие княгини Параскевии Федоровны сенной истопник Андрей Николаев, серебреного дела ученик сенного истопника Андрея Николаева Емельян Андреев вместо порутчика благоверные государыни царицы и великие княгини Екатерины Алексеевны сослужителя Якова Иванова сына рещика Смирнова, Оружейной полаты иконописец Андрей Иванов сын Мандрыгин ручал, и свидетели челобитенные писцы Василей Мамонтов, Иван Тимофеев руки приложили. Писал и записал Василей Дерябин” (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1038. Л. 117). (Н. М.)

См. также: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 22. № 34241 (Молева, Белютин 1965).


nika, 11 фев 2013
Православные монастыри Российской империи. Денисов Л.И. 1908
index-2774_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2775_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


kbb, 26 май 2013
Был сегодня в этих местах.
index-2776_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2777_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 11 сен 2013
Кто это- Монах Капитон?
Про колодец прочитала у О.Сазонова. " История церквей города Козлова-Мичуринска" Том 1, стр 118. Там же есть описание часовни:
index-2778_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 7 ноя 2013
index-2779_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


RapidFire, 29 янв 2015 

немного фактов от себя добавлю:
Пожары в монастырях в петровскую эпоху были не редкость и виной тому отнюдь не "неосторожное обращение с огнем". Поджоги производили умышленно, дабы избежать грабительских податей на военное дело и строительство Петербурга. Здесь вероятно и кроется причина пожара 1797г.
Вероятно причиной возникновения так называемого "старого русла реки", протекающего под южной стороной монастыря, стало рыбное хозяйство монахов. Реку здесь запрудили и пустили новое русло в обход. Кто хорошо знает те места - меня поймет.
Строительство стены вокруг монастыря пришлось на 1750г. Южная граница русского государства отошла к Дону и набегов крымчаков уже не следовало опасаться. Однако в это сооружение вложили огромные средства и даже поставили пушки?! Ответ заключается в разгуле на тамбовщине разбойников. На "большую дорогу" выходили целыми селами. Нападали даже на хорошо укрепленные монастыри. Ситуация в губернии напоминала американский дикий запад, полицейские функции выполнять было не кому. В городах было лишь немного отставных солдат, дежуривших на заставах. Порядок гораздо позднее навел Г.Р.Державин. К этому времени некоторые историки относят возникновение термина "тамбовский волк"(еще слышал версию о том, что большой популярностью на тамбовщине пользовались шубы и тулупы из вольчьих шкур и в других губерниях по ним узнавали тамбовчан). Так что вероятно бойницы западной стены, которую мы видим при посещениях цгл, палили и возможно не единожды по разбойникам (и это в эпоху Елизаветы и Екатерины II).
Теперь о роще которая находится к западу от монастыря и достигает Конской горы. Старожилы называли ее Троицкой. Монахи посадили ее вручную и окопали небольшим рвом, чтобы туда не забредал домашний скот. Остатки рва хорошо видны со стороны Конской горы. Напоминают высохший ручей или канаву.


Natali, 1 фев 2015
index-2781_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


RapidFire, 2 фев 2015
спасибо, даже часы на колокольне видны




Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
admin, 1 апр 2015
Мичурин Иван Федорович. На заднем плане колокольня монастыря.
index-2785_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Колокольня. Фото 1953г. На крыше стоят Олег Сергеевич Жуков (1935 г.р.),
Ольга Гольцер (Маркова (1935 г.р.)), Владимир Смирнов (1935 г.р.).
index-2786_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Троицкий храмм. Южная стена. 1954г.
На фото Григорий Иванович Попов.
index-2787_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Троицкий храм. Северная сторона.
index-2789_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Успенский храм. 7.09.1925 г. был передан Госпитомнику им. Мичурина для устройства гибридационного музея.
Между деревьями виден игуменский корпус.
index-2792_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Троицкий монастырь. Вид с юга.
index-2793_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Троицкий Храм. Южная стена.
index-2794_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
и далее
index-2795_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


RapidFire, 1 апр 2015
Art, за фотки от души спасибо. Особенно за колокольню, у меня к ней особый интерес.
Прикоснулись к истории - точней не скажешь
Цитировать
admin сказал(а):
значит монастырь наш всеже был не такой уж большой, не смотря на то что владел какими-то угольями вокруг города
в монахи принять могли только богатого человека, отписавшего все или большую часть своего состояния на монастырь. Как привало на такое шли купцы которых постигало горе, смерть жены или детей. После чего производили постриг. Вспомните фильм про гардемаринов и сюжет вокруг Софьи, возлюбленной Харатьяна. Обычный человек мог жить при монастыре и быть обычным батраком. Лишь в глубокой старости перед смертью его производили в монахи.
А 20 монахов занимались служением в церкви, торговлей на подворье. Земля в отдалении от монастыря сдавалась в аренду. К тому же рыба на десятки км в реке была ихней. Только успевай смотреть, чтобы никто бесплатно ее не ловил из крестьян. Крепостные души в святое место не вписываются

 долгое время выспрашивал жителей цгл и рощи, где рядом с монастырем было кладбище. Только недавно вычитал, что хоронили на прилегающей к церквям территории и на площади между ними. В ведомостях есть интересные описания монументов



Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
RapidFire, 12 янв 2016
index-2800_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2802_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2805_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2807_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2808_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2810_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2813_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2814_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2815_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2816_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь

Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
index-2818_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2819_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2820_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2821_htm.pngКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Было бы совсем неплохо если кто-нибудь нарисовал хотя бы карандашом часовню. Описание довольно подробное, а на форуме есть художники. Получится реконструкция


Natali, 29 янв 2016
index-2826_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2827_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


RapidFire, 29 янв 2016
супер!


nika, 22 мар 2016
index-2828_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 7 апр 2016
index-2829_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2830_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 14 апр 2016
index-2831_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь





Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
nika, 15 апр 2016
index-2780_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 8 июл 2016
index-2782_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2783_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 11 июл 2016
index-2788_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
index-2790_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
index-2791_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


Natali, 27 июл 2016
index-2796_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2797_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырьindex-2798_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


krim156, 10 янв 2017
Пожалуйста, проконсультируйте по переписи от 1703 года по Козловскому Троицкому монастырю, известен ли вам этот документ.Знаете ли вы где он хранится и его реквизиты???
Данная монастырская перепись, её итоги отражены в книге Ивана Красовского "Козловский Троицкий монастырь", а также в публикациях этой работы в ТЕВ от 1876 г.
В Ведомостях публикация дана без источников
 Не встречались ли Вам документы, в которых есть сведения о церковниках (дьячки, пономари) в селах Козловского уезда с 1680 по 1710 годы. (Троицкий монастырь, Устье Устенский стан?
В РГАДА фонде 1129 оп 2 дело 24 Переписные сказки по Козловскому уезду , поданные коменданту А.А.Сытину" 1710год по описи 648 листов а в наличии 105 (Борецкий стан) не встречались ли вам остальные листы


krim156, 10 янв 2017
index-2803_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь






Оффлайн nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1 420
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
RapidFire, 12 фев 2017
index-2812_htm.gifКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 19 фев 2017
Преподобный Иосиф Козловский
index-2817_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 9 мар 2017
index-2822_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь
Интересной, какой был портрет, сохранился ли где.
index-2823_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 8 апр 2017
Д.Р.Панин
index-2824_htm.jpgКозловский Свято-Троицкий мужской монастырь


nika, 8 апр 2017
Козловский Троицкий мужской монастырь
Татьяна СИМОНОВА
« Последнее редактирование: 01 Август 2017, 19:46:12 от nika »