Хозяева и наследники усадьбы в с. Баловнево: род Муромцевых
Бывшие хозяева и наследники усадьбы в селе Баловнево из рода Муромцевых были знатные персоны, отсюда и роскошь поместья и интерес к личностям владельцев.
История поместья Баловнево, лежащего в семи верстах от уездного города Данкова, исчисляется с 20-х гг. 17 в., когда одноимённое село было упомянуто в Рязанских писцовых книгах как владение Демида Лавровича Муромцова по прозвищу Широкий. Во второй половине того же столетия Баловнево принадлежало московскому дворянину Михаилу Демидовичу и стольнику Якову Михайловичу Муромцовым, а в начале века – капитану Василию Яковлевичу Муромцову, женатому на Авдотье Александровне Бибиковой.
В 1770-е гг. имение унаследовал их младший сын Матвей Васильевич – генерал-майор. Георгиевский и Аннинский кавалер, в годы первой турецкой войны служивший генерал-квартирмейстером у графа П. А. Румянцева, а затем губернаторствовавший в Новороссии и Тульском поместничестве.
В 1780 году, после женитьбы на касимовской дворянке Е. А. Засецкой, он вышел в чистую отставку и занялся благоустройством основательно запущенного родового гнезда. Имение наследовала его вторая жена Екатерина Александровна и сын Матвей Матвеевич. Ненадолго ожило село Баловнево в 1812 г., когда Екатерина Александровна приехала сюда из Москвы. С нею в имении находились Матвей Матвеевич и пасынок Александр Матвеевич. Первым в начале 1813 г. отбыл в армию Александр Матвеевич. За ним последовал Матвей Матвеевич.
Чем знамениты наследники усадьбы в с. Баловнево
Барский дом в усадьбе Муромцевых: не сохранилсяМуромцев Матвей Матвеевич – помещик, герой войны 1812 г. В 1807 г. Матвей Муромцев с братом Петром приехал в Петербург для поступления на военную службу. Оба они были определены в батальон лейб-гвардии Измайловского полка. Во время Отечественной войны Матвей Матвеевич Муромцев активно участвовал в военных действиях. В Бунцлау он вновь занял место адъютанта при А. П. Ермолове и вместе с любимым генералом, ласково именовавшим его «адъютантом – стрелой». За 20 дней до Бородинского сражения он был тяжело ранен в бою под Смоленском. Его храбрость была отмечена Барклаем де Толли. До апреля 1813 г.
Муромцев находился на излечении в с. Баловнево, затем опять вернулся в действующую армию. Участвовал в Кульмском и Лейпцигском сражениях и дошёл до Парижа. Мать Матвея Матвеевича Муромцева, урождённая Волкова Е. А. интересовалась литературой, серьёзно занималась музыкой и превосходно играла на фортепьяно. Великий Моцарт посветил ей одну из своих сонат. Во время войны Екатерина Александровна оставалась в Баловневе на пару с дочерью Катей, верной утешительницей во всех невзгодах. Пережитые волнения не прошли для неё бесследно, здоровье резко ухудшилось, и в конце сентября 1813 г. она внезапно скончалась в возрасте 47 лет.
В мае 1816 года Матвей Матвеевич женился на Варваре Гавриловне Бибиковой и вышел в отставку с чином полковника. Два года он исправно хозяйствовал в Баловневе, а затем около двух лет был вице-губернатором во Владимире и Тамбове. Здоровье его тем временем в конец расстроилось. В июле 1822 г. ему пришлось удалиться от дел и после мучительной операции по извлечению старой пули, засевшей в спине, лечиться в Кисловодске.
В конце того же года произошло его сближение с кружком старого приятеля – М. А Фонвизина, ставившим целью приготовление государства «к принятию правительственного правления, для чего, по словам декабриста И. Д. Якушкина, «призналось необходимым действовать на войска и приготовить их на всякий случай». «…Мы собирались вечером, – рассказывал Матвей Матвеевич, – Всегдашние гости (Фонвизина) были: М. Муравьёв, Якушкин, Граббе, Давыдов; иные проездом через Москву, имена некоторых не назову.
Разговоры были тайные: осуждали правительство, писали проекты, перемены администрации. Я бы непременно попался впоследствии., но… был предупреждён А. И. Нейгардом, начальником корпуса, стоявшего тогда в Москве… Была заведена книга, где действительные члены вписывались. Я избег подписи и скоро уехал в деревню».
Во время восстания декабристов Матвей Матвеевич находился в Баловнево. Однако это не избавило Матвея Матвеевича от преследования правительства, старавшегося. Зимой он попал на следствие по обвинению в сочувствии государственным преступникам. Тем не менее, Муромцева «выгородил Бенкедорф».
При Матвее Матвеевиче шло пополнение уникальных баловневских коллекций, и разрастался баловневский архив, начало которому положил рачительный Матвей Васильевич, сохранивший для любопытных потомков некоторые бумаги графа Румянцева и других екатерининских вельмож. От него эстафету приняли его сын Леонид Матвеевич и невестка Екатерина Николаевна, урождённая княжна Голицына (1830 – 1905).
Они собрали в Баловневе громадное собрание автографов, часть которых опубликована в журнале «Русский архив». Среди опубликованного – письма князя А. Н. Голицына, графа А. А. Аракчеева, Г.Р. Державина, Н. М. Карамзина, императоров Павла Петровича и Александра 1, В.А.Жуковского, Екатерины 2, святителя Тихона Задонского, «Загробные записки» князя Н. С. Голицына, рассказ М. Н. Загоскина «Отец Василий». В имении находилось множество весьма ценных картин, вещей, библиотека и прочее, а также целый костюм императрицы Екатерины 2, принадлежащий известному государственному деятелю князю А. Н. Голицыну.
Умер Матвей Матвеевич в 1875 году.