Нашла фельетон, написанный о В.Н.Снежковом
Вацлав Воровский
Жизнь замечательных людей
Почитать можно тут
https://iknigi.net/avtor-vaclav-vorovskiy/133143-zhizn-zamechatelnyh-lyudey-vaclav-vorovskiy/read/page-1.html№ 1
Всякому гражданину необходимо знать биографии его выдающихся соотечественников. Особенно важно знакомиться с жизнью замечательных патриотов, ибо это способствует укреплению любви к отечеству, чувства народной гордости и благодарности к нашим естественным начальникам.
Сегодня мы дадим краткое, но весьма поучительное жизнеописание дворянина-патриота В. Н. Снежко (он же Снежков), участника последнего дворянского съезда. Пусть молодое поколение, глядя на него, учится добродетели и укрепляется в преданности и признательности. Ибо это тот самый дворянин-патриот В. Н. Снежко (он же Снежков), который предложил на дворянском съезде уничтожить все высшие учебные заведения – эти зловреднейшие рассадники революции.
А в вопросах патриотизма, высшего образования и революции дворянин Снежко бесспорный авторитет.
Свой патриотизм он засвидетельствовал самым убедительным образом. Случайно родившийся дворянином Черниговской губ., от родителей, носивших украинскую фамилию Снежко, он не поколебался исправить ошибку родителей и к их фамилии прибавил благонадежное великорусское «в». Так из украинца, автономиста, чуть не либерала, получился истинно русский черносотенный дворянин Снежков.
Он засвидетельствовал и свою компетентность в вопросах высшего образования, ибо благополучно дошёл до 4-го класса гимназии, а это образование, бесспорно, было выше, чем образование его сверстников (например, Митрофан Простаков). Сам познав ядовитый плод науки, он заслужил себе право смело судить об этом вопросе. Будучи удален из 4-го класса гимназии (не подумайте, что за неспособность!), он поступил в юнкерское училище, вышел офицером, был учителем и руководителем солдат, потом перешёл в земские начальники, был руководителем и попечителем крестьян, судил и сёк, и был любим благодарным населением (дворянским, конечно).
Но он так же непосредственно, собственными усилиями и боками, изучил и то зловредное, изобретённое недоучками и жидами, явление, которое обыкновенно называют революцией. Желая (как отец и друг) убедить «своих» крестьян, насколько пагубно для них же самих выбирать в думу людей, не заслуживающих доверия чинов местной полиции (а следовательно, всех благомыслящих людей в России), он отправился на волостной сход (во время выборов) в село Локоток, Глуховского уезда. Патриотический долг требовал от него, чтобы он указал грубым, невежественным крестьянам, кого должны они избрать в думу, если хотят, чтобы правильно были представлены интересы и нужды (дворян, конечно). Но мужики были грубы и невежественны (они не получили такого высокого образования) и, не поняв своих собственных интересов, они прогнали со схода дворянина-патриота Снежко (он же Снежков).
Так, тяжёлым, но поучительным опытом жизни дворянин Снежко убедился во вреде высшего образования и во вреде многоземелья крестьян, делающего их грубыми и невежественными. Но в то же время он ещё больше укрепился в патриотизме, в любви к родной земле (унаследованной и благоприобретенной), в ненависти к революции. И вы, молодые поколения, глядя на доблестного дворянина-патриота, пропитайтесь теми же великими чувствами, ибо на них зиждется сила и величие отечества, и благо вам будет на земле, и не посягнет мужицкая рука на ваши кровью и потом (чужим) приобретенные поместья, и не исчезнет благородное сословие, и не истощатся доходные должности, субсидии, пособия, аренда, и будет народный карман вашим карманом, а ваши долги народными долгами. Аминь.
Фавн
«Наше эхо», 4 апреля 1907 г.
* * *
Фельетон написан в связи с выступлением земского начальника В. Н. Снежкова на дворянском съезде, происходившем в конце марта – начале апреля 1907 г. в Петербурге.
В своей речи этот черносотенец заявил, что учебные заведения служат революционным целям и прививают учащимся «Зло и ненависть». Чтобы «спасти Россию от разложения», ретивый начальник предложил оставить два-три высших учебных заведения для «благонадежных» элементов, а все остальные закрыть.