Мичуринский форум > Легенды и быль Козлова-Мичуринска

Учебные заведения Козлова

(1/31) > >>

nika:
nika, 14 апр 2011
В 1787 г. было основано Козловское уездное народное училище. (Размещалось оно на улице Шацкой (ныне Марата).
Первое народное училище

В сентябре 1787 года Г. Р. Державин посетил училище в Козлове. В продолжении нескольких часов экзаменовал мальчиков и остался доволен их знаниями, благодарил учителей за их труд. Найдя помещение училища тесным и неудобным, приказал перевести его в подходящий дом. С пониманием отнесся Державин и к просьбе учителей выплатить им жалованье, которое они не получали продолжительное время.

 "Любопытные бытовые подробности первых лет существования народных училищ сообщает автор статьи о постановке образования в Тамбовской губернии в конце XVIII века. Губернатором там был Г. Р. Державин, попечением которого 22 сентября 1786 года в Тамбове было открыто главное народное училище со 106 учениками, а в шести уездных городах - малые народные училища. Родители неохотно отдавали сыновей в школы, и по распоряжению губернатора полиция вылавливала в городах детей школьного возраста и принудительно определяла их в училища. Учителями были определены воспитанники духовных семинарий, не отличавшиеся ни знаниями, ни прилежанием, ни нравственностью, требуемыми "Руководством учителям первого и второго классов".
После отставки Державина школьное дело в губернии разладилось, что явствует из документов о состоянии малого училища в Козлове. Козловские учителя жаловались в Тамбов в 1791 году: "Уже наступил другой месяц, как мы, не имея от магистрата квартиры, живем в классах, чем, весьма много притесняя учеников, препятствуем преподаванию учения. Да и сами претерпеваем великую тесноту и, не имея средств порядочно расположить домашнее свое содержание, приходим от сего в великое разорение". Городничий Сердюков отправил встречную жалобу: "Часто в должные для учения часы я не заставал козловских учителей в классах, а шатающихся по городу лености ради. В ночное время не знаемо какие люди к ним ходят, и я уже третью квартиру им переменяю единственно по вздорному и развратному житию". Судя по жалобе учителя Якова Половневского, городничий решил усилить контроль за поведением учителей: "Он с наступлением сумерек не велит хозяину выпускать меня со двора, и каждую ночь полицейский унтер-офицер приходит осведомляться - дома ли я. А встретит меня городничий на улице, ругательски ругает".
Не менее колоритной была фигура попечителя училища, назначенного еще Державиным. После отъезда Державина распоясавшийся попечитель кричал, что все училища вредны и их надо закрыть, являлся в классы пьяным, бил палкою учеников, а учителей публично ругал. Его супруга однажды явилась в училище и грозила учителям: "Погодите, вот муж придет, не миновать вам тогда палочья".
Затруднительно сказать, сколь типичной для страны была обстановка, сложившаяся в Козлове, но не подлежит сомнению, что создание сети народных училищ было сопряжено с преодолением немалых трудностей: не хватало не только учителей, но и учебников, школьных зданий и т. д.".

nika, 18 апр 2011
В 1894г в Козлове учебных заведений 18, 1 женская прогимназия, 1 уездное училище, 5 мужских и 1 женское приходское училища, 9 церковно-приходских школ.
 (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

nika, 19 апр 2011
"В Козловском уезде 29 ноября 1910 года самым первым в Тамбовской губернии было утверждено всеобщее начальное образование. Для того чтобы осуществить такую инициативу, козловской интеллигенции пришлось много потрудиться. Хотя инициатива эта исходила от правительства Российской империи, для её осуществления необходимо было приложить немало усилий. Нужно было получить денежные субсидии. Одним из самых активных борцов за развитие просвещения в Козловском уезде стал инспектор народных училищ шестого участка Тамбовской губернии М.Г. Кашков. Благодаря усилиям козловского земства 18 января 1910 года земская управа получила кредит на начальное обучение и содержание учащихся.
До момента введения всеобщего образования в уезде здесь оно было развито слабо. Самые удачливые учились либо в приходских школах, либо в самом Козлове. Но в уездном центре обучение обходилось дорого и попасть, например, в женскую гимназию или коммерческое училище было довольно сложно простому крестьянскому ребёнку.
После введения всеобщего начального образования в уезде решение о возведении школы в каждой конкретной деревне принимали сами крестьяне на сходе. И чаще всего это решение завершалось ходатайством перед уездной управой.
В деревнях, где не было подходящих зданий для школ, выделялись на постройку деньги. Так, в 1912 году на возведение такого строения в селе Глазке был выделен кредит в 7900 рублей, половину которого в течение 10 лет должны были вернуть крестьяне села, вторую половину выплачивало волостное правление.
В школы шли дети 8-11 лет. Вводимые учебные заведения имели обычно трёх-четырёхлетний курс обучения и назывались одноклассными, начальными училищами. В них обучалось около 50 человек. В такой школе был один учитель, и она называлась однокомплектной. При большем числе учащихся приглашался второй учитель, школа имела две классные комнаты и называлась двухкомплектной. В двухкомплектных школах курс был четырёхгодичный.
В одноклассном начальном училище занятия велись по программам 1897 года по следующим предметам: Закон Божий, русский язык (чтение, письмо, грамматика), арифметика и пение.
На уроках русского языка, например, в порядке объяснительного чтения сообщались элементарные сведения по природоведению, истории России и физической географии. Методами обучения в начальных школах были беседа, работа с учебником, рассказ учителя, письменные и графические работы. Демонстрации и иллюстрации (наглядное обучение) занимали меньшее место. В отдельных школах наиболее передовые учителя практиковали занятия на пришкольных участках (огородничество, садоводство). На выпускных экзаменах (особенно при четырёхлетнем курсе) дети писали довольно грамотно небольшой диктант и могли сделать синтаксический разбор простого предложения.
По арифметике значительное место занимал устный счёт, обращалось внимание на умение пользоваться счётами. Детям сообщались также элементарные понятия о наиболее употребительных дробях (1/2, 1/3, 1/4), но без производства действий над ними. Давались некоторые сведения по геометрии, а именно: линия, угол, наиболее употребительные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Введение всеобщего начального образования в уезде было шагом прогрессивным".

nika, 22 апр 2011
Ещё одна статья из " Мичуринской правды", но уже про Коммерческое училище Вадима Николашина.
Коммерческое училище
В статье упоминается Сергей Дмитриевич Ржевский – действительный статский советник, почетный попечитель Козловского коммерческого училища, почетный член Козловского попечительства о бедных.
О нём можно прочитать в статье Князь Ржевский Г. Боголюбская
"Родился 8 мая 1851 г. в Москве, в семье чиновника Министерства иностранных дел, происходящего из небогатой рязанской ветви древнего рода князей Ржевских. Мать Е.Л. Муратова из знаменитой своими культурными традициями семьи Фонвизиных. Окончил гимназию, Московский университет.
Службу начал в 1876 г. младшим чиновником особых поручений в аппарате тогдашнего рязанского губернатора Н.С. Абазы, затем секретарем губернского статистического комитета.
Придворный чин — камер-юнкер. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. С 1880 г. — цензор в Одессе, через 10 лет — вице-губернатор Симбирска, в 1889 г. — неожиданное назначение тамбовским губернатором и возвращение в Симбирск, но уже губернатором. Губернатор Рязани. Сменяют друг друга посты, одно за другим следуют звания: надворный, статский, камергер, действительный статский советник".
Учебные заведения Козлова

P.S
Напишешь пост, а потом краснеть приходится. :-[
Е.Л. Муратова была женой С.Д. Ржевского. И с семьёй Фонвизиных связан был сам Сергей Дмитриевич. Его мать была Фонвизина.
Если кто заинтересуется, ссылка на форум, где расписано дерево родословное. Живы потомки, что радует. Могут рассказать о связях с нашим краем, возможно.

nika:
nika, 26 апр 2011
Газетные старости, январь 1909
КОЗЛОВ, 8,I.
Козловская городская дума, высказавшись за всеобщность образования, ходатайствует об отпуске из казны 11 700 руб. ежегодно и 200 000 руб. единовременно для постройки пяти народных училищ. Постановлено хлопотать об открытии мужской и женской гимназии и ремесленного училища.

Часто учителями народных школ становились выпускницы епархиальных женских училищ. Из стен Тамбовского епархиального училища к началу 1 мировой войны было выпущено 1886 воспитанниц. Может быть, на этой фотографии есть те, кто преподавал в Козлове.)
Учебные заведения Козлова

nika, 27 апр 2011
"Необычным было уже само Козловское училище, так сильно отличавшееся от саратовской торговой бурсы. Внешней обстановкой в классах, обликом преподавателей, вольностью заведенных порядков оно мало походило на Саратовское училище. Оно содержало в себе нечто, можно сказать, даже почти университетское.
Вот в каких словах полвека спустя описывал сам Федин первое свое водворение в Козловское коммерческое училище, куда он прибыл в сопровождении матери.
«…Она привела меня к директору, и А.И. Анкирский, оглядев меня с головы до ног, сказал:
— Ну, пойдем.
И он повел меня вниз, в лабораторию. Я был изумлен тем, что ученики сидели не на партах, а за длинными столами, поднимавшимися кверху наподобие амфитеатра. Это был не школьный класс. Это была аудитория.
— Вот вам новый ученик, — сказал директор, поздоровавшись с Будицким (преподавателем физики и химии. — Ю.О.), вышедшим ему навстречу из-за учительского стола, заставленного физическими приборами.
— А вам, — сказал директор неподвижно стоявшим ученикам, — ваш новый товарищ.
И он слегка подтолкнул меня в плечо:
— Ступай садись. Желаю тебе успеха…»
Три года, проведенные в Козлове (1908–1911), по собственному признанию Федина, обозначили новую страницу в его биографии, связанную с началом литературной работы".
Учебные заведения Козлова
Здесь Константин Александрович уже студент института
Источник

nika, 29 апр 2011
ученик ККУ
Учебные заведения Козлова
Козловское коммерческое училище
Подготовила Р. Крестинина, зав. библиотекой МГАУ.

nika, 12 май 2011
Учебные заведения Козлова

Частная женская гимназия г-жи Елизаветы Павловны Сатиной.
Дата открытия не установлена.? Закрыта в 1918 г.
В гимназии изучались три языка (русский, немецкий и французский), арифметика, история, естественные науки, география, рисование, чистописание, лепка, рукоделие, гимнастика.

В 1908 г., после окончания курсов, Валерия Цветаева (сестра М.Цветаевой) по приглашению начальницы гимназии, недолго преподавала историю и русский язык.
Учебные заведения Козлова
«Моя Лёра, также жертва переживаний эпохи, взяла место учительницы гимназии в Козлове. Что же? Путь сам по себе хороший. Теперь делаем форменное для учительницы платье. Все просит попроще да подешевле»
( Из письма И.В. Цветаева Вс. Ф. Миллеру)
Козлов (это теперь Мичуринск) — родной город Д. И. Иловайского, деда В. И. Цветаевой. В Козлове к ней домой приходили молодые рабочие, она им рассказывала об астрономии, географии, истории. О политике речи не было, но сами собрания навлекли на дом слежку. В. И. Цветаева писала об этом: «Хватило нас до конца учебного года. А в мае в связи с подпольной маевкой за городом — пошли аресты...»
Она вернулась в Москву, стала учительницей в прогимназии.

Учебные заведения Козлова
Валерия Цветаева (1883–1966 г.) дочь ученого и специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства Ивана Цветаева от первого брака, сестра поэтессы Марины Цветаевой.

Государственные Курсы искусства движения открылись в начале 20-х годов и просуществовали до 1930 года. Их организатором, руководителем и одним из педагогов была Валерия Ивановна Цветаева, сестра Марины и Анастасии. О замечательном поэте Марине Цветаевой, литераторе Анастасии Цветаевой сейчас написано немало, но почти ничего не известно о Валерии, тоже посвятившей жизнь искусству. Валерия Ивановна считала своим долгом помогать молодежи развивать свои способности, овладеть профессией артиста. Ее ученики вспоминают годы учебы на курсах как полные радости творчества, хотя время было трудное, полное лишений.
Судьба к Валерии Ивановне не была благосклонна. Когда ей было восемь лет, умерла ее мать. Отец, Иван Владимирович Цветаев, женился на Марии Александровне. С девяти лет девочка воспитывалась в закрытом учебном заведении, только по праздникам оказывалась в семье отца, встречалась со своими младшими сестрами Анастасией и Мариной. Валерия Цветаева окончила Высшие женские курсы. Искусство ее привлекало всегда. Она рисовала, особенно любила изображать цветы. Ее натюрморты привлекали внимание. Играла на рояле, пела, аккомпанируя себе. Как рассказала Анастасия Ивановна, сестра обладала приятным сопрано. Бывая в доме отца, она часто садилась за рояль, пела, иной раз в дуэте с Марией Александровной. Анастасия Ивановна помнит, что, когда Мария Александровна была уже серьезно больна, лежала, пришла Валерия, заиграла на рояле. Мария Александровна встала, села рядом с ней, и они спели несколько романсов. У Валерии Цветаевой появилось еще одно серьезное увлечение. Ее привлекло искусство Айседоры Дункан. Она освоила пластический танец, который, как считала, способствует раскрепощению человека, его духовному совершенствованию. В специальной литературе в числе последователей Дункан, открывших студии «свободного танца», называется и Цветаева.
Источник

nika, 18 май 2011
Помогите, пожалуйста, определить где находилось это здание и сохранилось ли оно. Я не нашла его на фотографиях, которые есть у меня.
И ещё одна просьба. В книгах о Козлове(Мичуринске) что-нибудь рассказывается о школах и гимназиях города? Буду рада, если вы поделитесь информацией.

Natali, 19 май 2011

--- Цитировать ---Ника сказал(а):
Помогите, пожалуйста, определить где находилось это здание и сохранилось ли оно. Я не нашла его на фотографиях, которые есть у меня.
--- Конец цитаты ---

ул.Марата, 149. Козловское уездное училище. В книге М. Белых "Шагая из XVII века... Козлов-Мичуринск от А до Я" рассказывается об этом здании:
 "...Здесь преподавали рисование академик живописи А.Д.Надеждин, словесность писатель А.И.Левитов. Здесь обучался А.М.Герасимов.....В настоящее время здание капитально перестроено"

nika, 19 май 2011
Учебные заведения Козлова

Александр Иванович Левитов— русский писатель, «народник». Уроженец с. Доброе Лебедянского уезда (ныне Липецкая область). Учился в Тамбовской духовной семинарии. В 1875 г. служил учителем в Козловском уездном народном училище.

Прочитала, что уездное народное училище было открыто не позднее 1876 г. В 1912 г. преобразовано во Второе Козловское высшее начальное училище. Закрыто в 1918 г.
А Козловское Пушкинское первое высшее начальное училище было открыто в 1901 г, как четырехклассное городское училище. В 1912 г. преобразовано в высшее начальное училище. Закрыто в 1918 г.


 
 

nika:
nika, 29 май 2011
Открывая эту тему, надеялась, что со временем найду фотографии и воспоминания гимназисток о годах учёбы в Козлове, но пока как-то не густо. Из этих воспоминаний хотелось узнать побольше об интересах, увлечениях того времени (хотя они для юных одинаковы во все времена ) Всегда, когда смотрю фильм "Безымянная звезда", почему то вспоминаю Мичуринск. "Ученицам младших и особенно, старших классов, категорическо запрещено появляться на вокзале в дневное или вечернее время, но особенно в часы, когда проходит дизель электропоезд Бухарест - Синаи... " В детстве очень веселила меня эта училка- мадемуазель Ку-Ку. Да, учителя бывают разные. В жизни каждого, наверное, встречаются и хорошие и такие, о которых и вспоминать не хочется. Повезло тем, у кого был Учитель.
Учебные заведения Козлова

nika:
nika, 10 июл 2011
Богомолова Александра, окончившая Козловскую женскую гимназию с золотой медалью
Учебные заведения Козлова

nika, 3 авг 2011
Первый директор коммерческого училища - Пётр Александрович Верещагин.
Учебные заведения Козлова

П.А. Верещагин родился 6 июня 1861 г. в г. Онега Архангельской губернии. По сословной принадлежности из обер-офицерских детей. Обер-офицерские дети – дети офицеров в России XIX века, родившиеся до получения их отцами чина, дающего право на потомственное дворянство. Окончил Архангельскую гимназию. В 1880 г. поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет, а затем перешёл на историко-филологический, который окончил со степенью кандидата в июне 1886 г.
Согласно прошению руководства Тамбовского Александровского института благородных девиц ведомства императрицы Марии, Пётр Александрович стал преподавателем этого института по русскому языку, чистописанию и словесности 23 октября 1886 г. с испытательным сроком на 4 месяца. 23 февраля 1887 г. он утверждён педагогом по указанным специальностям. Помимо указанных предметов, он некоторое время преподавал историю.
За выслугу лет Указом Сената от 23 октября 1886 г. Пётр Александрович был произведён в чин коллежского асессора, в 1890 г. - надворного советника, а 28 ноября 1894 г. стал коллежским советником. Таким образом, Пётр Александрович выслужил дворянство.
В этот период за усердную службу Пётр Александрович был удостоен орденов св. Станислава III степени, св. Анны III степени, св. Станислава II степени и медали "В память царствования в бозе почившего императора Александра III" (3).
Пётр Александрович был обаятельным, широко образованным человеком, тонким ценителем всех видов искусства, талантливым оратором, приятным собеседником, знатоком не только русской, но и иностранной литературы, владел четырьмя языками. Потому быстро снискал симпатии тамбовского общества. Он был уважаем в среде преподавателей и "обожаем" старшими ученицами. Его отличала присущая всей семье Верещагиных необыкновенная скромность и деликатность, искреннее и сердечное отношение к окружающим, независимо от их сословной принадлежности.
В Тамбовском институте между ученицами было принято "разыгрывать" преподавателей для "обожания" на каждый учебный год. Девушки вытаскивали из корзиночки бумажки с именами учителей. "Обожательница" должна была в течение года исполнять роль ассистента при своём учителе - подготавливать учебные пособия для урока, доску, мел, писать на доске задания и пр.
В одном из выпускных классов "обожательницей" Петра Александровича стала Мария Степановна Попова. Мария родилась в 1870 г. в большой семье тамбовского купца Степана Ивановича Попова, у которого было 13 детей. Мария отличалась несговорчивым характером, была очень резвой и непослушной девочкой, домашнему воспитанию поддавалась плохо. Родители приняли решение отдать её в Тамбовский Александровский институт благородных девиц, где девочки жили постоянно. Домой их отпускали только на каникулы.
Условия жизни в Тамбовском институте были не такие строгие, как в Смольном, тем не менее, воспитанницы всегда должны были носить корсет (привычка носить корсет у Марии сохранилась на всю жизнь), иметь прямую спину, уметь сидеть, ходить, не размахивая руками, танцевать, петь, вышивать, играть на фортепиано, рисовать, учить латынь и говорить только на немецком или на французском языке. Кроме того, с младших классов большое внимание уделялось физическому развитию, гигиеническим навыкам и основным медицинским знаниям. В военные годы многие из бывших выпускниц института работали сёстрами милосердия.
В институте Мария получила прекрасное образование и воспитание, выучила несколько языков. В аттестате, ей по окончании института, значилось, что выпускница приобрела звание домашней учительницы. Это произошло в 1888 г. В это время в родительском доме для дочери готовилось приданое: столовое серебро, постельное бельё, одежда и пр.
А через два года после окончания института 2 июля 1890 г. Пётр Александрович Верещангин и Мария Степановна обвенчались.
21 сентября 1894 г. у них родился сын Владимир, 23 сентября 1899 г. - дочь Нина.
После почти 10 лет преподавания в Тамбове Пётр Александрович в 1896 г. подал в отставку "по домашним обстоятельствам". 8 февраля 1897 г. решением Попечительского совета С.- Петербургского учебного округа был допущен к преподаванию русского языка в 3-ю гимназию С.- Петербурга.
В конце XIX в. в России интенсивно развивались промышленность и торговля, нужны были новые специалисты в этих областях, поэтому правительство приняло решение о создании в торгово-промышленных центрах России специальных учебных заведений. Положение о коммерческих училищах было утверждено 15 апреля 1896 г.
Сразу после этого купеческое общество города Козлова (ныне г. Мичуринск) возбудило дело о создании подобного училища. Вскоре было подобрано помещение, разработано положение, создан попечительский совет и направлено ходатайство в министерство финансов о разрешении открытия училища и утверждении на должности его директора Верещагина Петра Александровича, избранного единогласно членами попечительского совета 14 августа 1897 г.
10 сентября 1897 г. Пётр Александрович был утверждён в этой должности. Помимо исполнения обязанностей директора Козловского коммерческого училища, он преподавал русский язык и историю.
Это было одно из первых коммерческих училищ в стране, поэтому не имелось никакого опыта организации учебного процесса. Однако уже в 1897 г. училище приняло в своих стенах первых учеников, преимущественно из детей промышленников, купцов и мелких торговцев.
Учебная программа соответствовала курсу гимназии, но без латыни. Кроме того, в средних и старших классах изучались специальные предметы: коммерческая арифметика, коммерческая корреспонденция, политическая экономия, товароведение, экономическая география, бухгалтерское и сметно-финансовое дело. Обязательных иностранных языков было три: немецкий, английский и французский. Всего - 26 предметов. Классов было восемь: подготовительный и 1-7 классы. Плата за обучение устанавливалась в зависимости от класса: в 1-2 классах - 70 руб. в год, 3-5 классах - 90 руб., 6-7 классах - 125 руб. (6). Для некоторых учеников имелись субсидии от купеческого общества. Создание училища осуществлялось за счёт благотворительных взносов, а потом купеческое общество выделяло ежегодные субсидии на содержание училища.
Не успев обосноваться в столице, семья Верещагиных осенью 1897 г. переехала в г. Козлов Тамбовской губернии. Петру Александровичу было определено весьма приличное жалованье: по должности директора 1600 руб. в год, столовые - 1600 руб., за уроки русского языка и чистописания - 450 руб.
Между тем работы в новой должности было очень много: административно-хозяйственная деятельность, подбор персонала, набор учащихся, учебный процесс. Нужно было решать финансовые проблемы.
Однако всё складывалось удачно, и вскоре представители купеческих обществ соседних городов стали приезжать в Козлов для знакомства с опытом создания и деятельности коммерческого училища.
Министерство финансов было довольно работой Петра Александровича. 25 июня 1899 г. он получил чин статского советника, в этом же году был награждён орденом св. Анны II степени.
Помимо работы в коммерческом училище П.А. Верещагин занимался общественной деятельностью: народные классы словесности, вечерние торговые классы (с 1899 г. заведовал торговыми классами Общества распространения коммерческого образования в г. Козлове), общество по устройству народных чтений. С 11 сентября 1899 г. он являлся председателем педагогического комитета и непременным членом попечительского совета Козловской женской гимназии.
Пётр Александрович работал в Козловском коммерческом училище до 1 июня 1901 г., когда был переведён на аналогичную должность в г. Туле.
За усердную службу в 1904 г. П.А. Верещагину был пожалован орден св. Владимира IV степени.
7 мая 1907 г. П.А. Верещагин скоропостижно скончался от разрыва аорты в возрасте 46 лет.
 
nika, 8 авг 2011
Андрей Михеевич Павперов был известен в Козлове как благотворитель и учредитель сиротских заведений. В 1897 г. после устройства в храме богодельни он решил организовать в своём собственном доме народную школу для детей, живущих в приходе Боголюбской церкви, где, кроме бесплатного образования, они получали бы двухразовое питание, то есть фактически предложил организовать благотворительную школу с ясельным содержанием детей. В письме на имя городского головы от 23 августа 1897 г. козловский филантроп предложил создать в его доме на Лебедянской улице школу для приходских детей с обязательством содержать её в течении 10 лет, с1897 по 1907 гг., на условиях, изложенных в прошении, а именно: жалование законоучителю-100 руб., учителю-360 руб., на книги и учебные пособия-100 руб., остальные расходы, а также мебель и прочую обстановку приобрести за свой счёт.

Источник: Памятник милосердию Божией Матери граду Козлову: прошлое и настоящее Боголюбского кафедрального собора города Мичуринска.
Учебные заведения Козлова
Учебные заведения Козлова
Учебные заведения Козлова

nika:
nika, 22 авг 2011
В конце 19 века широко распространяется благотворительность и меценатство. И в Козлове многие представители купечества и предпринимательства вкладывали свои средства в больницы, приюты для сирот и престарелых и т.д.
Многие в городе меценаты поддерживали народное образование, осознавая важность просвещения. Жертвовали приличные суммы на открытие и устройство школ, подготовку учительских кадров, поддержку бедных учащихся и т.д.
Среди них, личный почётный гражданин Н.А.Углянский, который совмещал свою профессиональную деятельность (возглавлял страховое общество «Саламандра») с работой в многочисленных благотворительных учреждениях. Наряду с «Попечительским обществом об Ольгинском приюте для мальчиков», создал в собственном доме гимназию, получившую у горожан название «Архангельская».
Своим именем она была обязана пайщице предпринимателя Александре Константиновне Архангельской – женщине высокообразованной, выпускнице Санкт-Петербургских женских курсов, ставшей её начальницей.
Свою гимназию выстроил (в 1904г) на Приютской площади ( ныне площадь Славы). Искусно украшенная резьбой, крытая железной кровлей, с изящными башенками ярко-красного цвета, она представлялась горожанам сказочным теремом.
По воспоминаниям современников, деревянные стены второго этажа регулярно красили в бежевый цвет, а резным элементам декора придавались тёмно-розовые полутона. Существовал у гимназии и небольшой дворик с разбитым в нём садом, который специально устроенной галереей соединял его с гимназическим зданием.
Постарался Н.А. Углянский соответствующим образом отделать поднесённое детям учебное заведение и изнутри: стены классов и коридоров он распорядился обить бархатными обоями, на лестничных пролётах появились экзотические для наших широт пальмы и кипарисы, а на лестничных маршах - пушистые ковровые дорожки.

По М.Белых. Козловские фамилии: Николай Углянский.
Учебные заведения Козлова

nika, 11 окт 2011
Уверена, что в школах города Козлова было много незаурядных людей, одаренных. Жаль, что информации о них так мало. Значит память о них исчезает.

С 1928 года Романовский Николай Вениаминович ( хоровой дирижер и педагог, один из создателей Ансамбля песни и пляски Балтийского флота, автор «Хорового словаря») преподавал пение в школах города Козлова и руководил самодеятельным хором.

 "Родился 21 февраля 1910 года в Липецке. В 1915 году семья Романовских переехала в Лебедянь.
В 1931 поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум, где, будучи студентом второго курса, руководил хором подготовительного отделения, в котором занимались учащиеся всех специальностей. Среди участников хора был Георгий Свиридов. В 1940 закончил, а с 1946 преподавал в Ленинградской консерватории на кафедре хорового дирижирования.
В 1939-41гг. участвовал в создании Азербайджанской хоровой капеллы,где работал в качестве ведущего хормейстера. В 1959 организовал любительский хор, которым руководил до конца жизни. Романовский готовил концертные программы для Большого зала филармонии и Всесоюзного радио, выступал с лекциями, пропагандируя хоровое искусство, работал с самодеятельными коллективами. Кроме того он рецензировал подготовленные к печати статьи, научные диссертации, возглавлял государственные комиссии в музыкальных вузах разных городов СССР.
Похоронен у стен Преображенской (кладбищенской) церкви города Лебедяни. "

nika, 18 окт 2011
Учебные заведения Козлова
В попечительском совете Коммерческого училища в 1905 году числится Любощинский Марк Маркович-старший (1865-1952) - юрист, земский деятель.
Сын Марии Антоновны Бистром и Марка Николаевича Любощинского. Внук Н. И. Пирогова. В 1888(7) окончил училище Правоведения в Петербурге, юридический факультет Петербургского университета, Сельскохозяйственные курсы И. А. Стебута (1894), слушал курс в Институте практического семеноводства и полеводства И. Шмидта в Эрфурте (1895-1896). Служил в 1-м департаменте Сената, после выхода в отставку в 1893 г. жил в имении сына в Тамбовской губ. Был земским и губернским гласным, членом Ревизионной комиссии уездного и губернского земства (Тамбовская губерния).
Поприщу юриста предпочел хозяйственную и земскую деятельность в своем имении Никольское (Тамбовская губ.). В ноябре 1888 женился на Анне Егоровне Старицкой (1865 - ок. 1926), сестре жены В.И. Вернадского (Натальи Егоровны), в семье было 9 детей. Любощинским-старшим принадлежали в Москве два дома (Зубовский бульвар, 15), в одном из которых в течение многих лет жили Шаховские, Кокошкины, Бакунины, Новгородцевы, Булгаковы, Старицкие и др. друзья и родственники хозяев.

С 1892 - уездный гласный Козловского земства, затем был избран председателем Общества сельских хозяев. В течение 12 лет возглавлял Козловское общество сельского хозяйства. На протяжении 15 лет - научный сотрудник Козловской опытной станции. В 1912 г. переселился в Москву, занимался управлением делами частных лиц и организацией административно-хозяйственного надзора за постройкой жилых домов.
После 1917 г. неоднократно арестовывался и высылался (Тобольск, Пермь).
Как "социально чуждый" в 1924-1926 - под арестом и в ссылке в Сибири (Тобольск, Пермь) вместе с дочерью Натальей. При содействии В.И. Вернадского с осени 1926, вероятно до осени 1928, работал завхозом в совхозе при Опытной Сапропелевой станции КЕПС АН СССР в Залучье (быв. имение Н. С. Таганцева). В 1932 при содействии В.И. Вернадского, Е.П. Пешковой и своего сына Марка, внесшего 60 тыс. зол. руб. за разрешение выехать из СССР на лечение глаз, уехал в Чехословакию, стал эмигрантом. С 1938 жил у своего сына Павла в Болгарии. После окончания 2-й мировой войны неоднократно направлял просьбы о возвращении на Родину, которые не были удовлетворены. Скончался в Софии, впоследствии его прах был перенесен родственниками на Введенское кладбище в Москве.
Анна Егоровна все годы до своей кончины в 1930 г. проживала в Москве на Зубовском бульваре


Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии